Молитвы Священная история и
Богослужение в Православной Церкви

(1903 г. сканер - оригинал)

ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ И НАСТАВЛЕНИЯ
СТАРЦА АНТОНИЯ

Книги на церковно-славянском

НОВЫЙ  ЗАВЕТ

Символ веры 

Чин торжества Православия  

Правила Святых апостолов 

Правила Святых Вселенских Cоборов 

Правила поместных соборов 

Правила Святых отец 

Служебник  

Главы из Богословских трудов
важные выдержки и сборки

В чем Истинное Православие, и храним ли мы его?

С какой "вселенской церковью" учат нас объединяться?   Духовные основы папизма

Православие и его враги

"Соль обуевает" – знамение приближения конца

Крест Христов - орудие нашего спасения

"О чудесах и знамениях"

"Слово о молитве Иисусовой"

"Понятие о ереси и расколе"

О Православии

О том, как надлежит поступать с кощунниками

"Истина и Дух"

О кончине мира и пришествии антихриста.

Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков

Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия

Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово

Судьбы Церкви Божией на земле

О знамениях последних времен

О тираническом царстве антихриста

Будь верен!

Христианство - религия истины и любви

Что говорит Слово Божие и как учили величайшие Отцы Церкви о Великой Тайне Искупления.

Архиепископ Феофан Полтавский и Переяславский "О догмате Искупления"

Схимонах Епифаний (Чернов)
Догматическое учение об Искуплении,
чуждое Святым Отцам Церкви (о ложном учении Митрополита Антония Храповицкого)

Что говорят Святые отцы Церкви Православной о бегстве в пУстынь  

«Ответ возстязующим» (I Кор. 9, 13) -
к защите отложившихся.

Архиепископ Аверкий (Таушев)
Сборка про отступление

Иконы для домашнего ИКОНОСТАСА

Двенадцать заповедей спасения

Каким должен быть священник 
/по Святым отцам Церкви/

Чин Покаяния русского народа

Беседа Преосвященного Феофила,
епископа Богородского  с 
Преосвященным Диомидом,
епископом Анадырским и Чукотским

 

Русская
Истинно-Православная Церковь

Новомученики и исповедники
Российские о безблагодатности
Московской Патриархии

Новомученики и МП
из статьи А. Правдолюбова
"ГЛОБАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА"
"Русский эсфигмен"
Санкт-Петербург, 2006

Святой Праведный
Иоанн Кронштадтский

в воспоминаниях современников
Епископ Арсений (Жадановский)
Отец Иоанн Кронштадтский (отрывок)

О Литургийной жизни
(письмо к инокине Феофании)

Книга
"Знамения пришествия
антихристова и
кончины века" ч.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильное определения дня Православной Пасхи

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - самый великий православный праздник. Это основа веры. Величайшая Истина, которую начали благовествовать апостолы. Посему, определение дня Пасхи, есть весьма важный вопрос.

Приведу несколько цитат Святителя Иоанна Златоуста о том, каким правилом следует руководствоваться для определения дня Пасхи:

...Нередко приходилось нам слышать высказывавшиеся некоторыми недоумения: почему это праздник Рождества Спасителя совершается в определенный день,… а с праздником Пасхи дело обстоит иначе? Это потому, что это таинство относится не к одному и, притом, какому-нибудь случайному дню, но его празднование падает на то именно время, которое удовлетворяет многим заранее определенным срокам.

Так, берется прежде всего первый месяц, первый месяц действительно первого времени, которое определяется весенним равноденствием. Притом, принимая первый месяц, мы должны обращать внимание и на первое время, которое самому месяцу сообщает название первого. И далее, кто берет первое время, должен обращать внимание на начало первого времени; начало же его не иное какое-либо, как весеннее равноденствие, как это я далее покажу. И вот, так как мы принимаем во внимание и первое время, и равноденствие, и вместе с тем четырнадцатый день луны, и кроме того три дня – пятницу, субботу и день Господень, причем нельзя бывает праздновать Пасху, если хотя одного из этих времен недостает, – то мы и не можем поэтому назначить один определенный день для таинства Пасхи, но, взяв вместе все эти определенные времена, отдельно определяем время спасительного страдания…

… Церковь содержит определенное время страдания Христа, весеннее равноденствие, четырнадцатый день луны, трехдневье: пятницу, субботу и Господень день. Ими мы пользуемся в данном случае и вполне законно, не новшеству какому следуя, но соблюдая по преданию от самого Моисея именно четырнадцатый день луны после равноденствия…

… необходимо напоследок сказать и о том, каким образом теперь делается определение времени Пасхи, как я и обещал в начале. Мы сказали, брат, что для времени страдания следует вместе брать и весеннее равноденствие, и четырнадцатый день луны, но не раньше равноденствия, и (пятницу) и субботу и день Господень. И вот, если когда-нибудь случится четырнадцатый день луны прежде равноденствия, мы оставляем его, а ищем другой, который должен быть после равноденствия…

… И как мы видели, что, если четырнадцатый день луны случается прежде равноденствия, то мы пользуемся не этим днем, а соответствующим ему после равноденствия, так в свою очередь, если четырнадцатый день луны встречается с днем Господним, то мы не празднуем этот день Господень, как день воскресения, а берем следующий день Господень…

            (Слово седьмое на Святую Пасху. Иоанн Златоуст.)

 

Церковный календарь – пасхалия, представляет собой комплекс взаимосвязанных таблиц, как имеющих привязку к астрономическим событиям, так и без оной. По этой причине, пасхалия имела в себе две части - подвижную и неподвижную.

Неподвижная часть церковного календаря – это юлианский календарь с приписанными к его числам неподвижными праздниками. Подвижная часть церковного календаря определяет изменяющиеся даты переходящих праздников и дату Пасхи, опять же в числах юлианского календаря. Посему, приведение к единообразию в определении дня Пасхи имело первостепенное значение для церкви и её духовного единения.

В III-м веке н.э. сформировался определённый метод расчёта даты Пасхи. Таким образом,  Церковь связала годичный цикл непереходящих праздников с юлианским календарём, а Пасху и переходящие праздники – с лунно-солнечным календарём.

По  общепринятому мнению, церковный календарь-пасхалия был канонизирован на Первом Вселенском (Никейском) соборе. Но, среди правил принятых на Соборе, не говорится о том, как и по каким методам составлять пасхалию. Но с другой стороны, как сообщает епископ и участник Собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного Василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время. Кроме того, именно на постановление Первого Вселенского Собора по правилу определения даты Пасхи, ссылается и Антиохийский поместный собор.

Сейчас сложно утверждать или отвергать что-либо, возможно, что постановление действительно было принято, но, документы подтверждающее данное решение, были утеряны. Посему, чтобы не увлекаться изысками, кто и когда установил правила определения дня Пасхи, я привёл, в самом начале, слова Святителя Иоанна Златоуста, в качестве подробного и полного руководства в столь важном деле. Более того, кроме прямых указаний о том, что и как следует рассчитывать и исполнять, дано исчерпывающее пояснение к каждому пункту на основании Священного Писания.

В качестве дополнения к словам Святителя, следует процитировать 7-е апостольское правило, которое было принято ещё до Никейского Собора и гласило:

«Аще кто епископъ или пресвитеръ или диаконъ святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будетъ: да будетъ изверженъ от священнаго чина.»

 

И так, если свести воедино все указания апостолов и Святых Отцев, то метод определения дня Пасхи будет выглядеть следующим образом:

1. Определяется день астрономического равноденствия.

2. После того, как будет определен день равноденствия, вычисляется ближайший к нему день, на который выпадает полнолуние. При этом следует учитывать, чтобы день сей был после дня равноденствия.

3. Теперь же, обратившись к календарю, определяют ближайший ко дню полнолуния день Воскресный.

4. Проверить, не совпадает ли определённый день Господень, с днём иудейской пасхи и днём первого полнолуния. И если не совпадает, то считать сей день воскресный днём празднования Пасхи. Если же совпадает, то берётся следующий день Воскресный.

Столь подробное описание метода определения дня Пасхи имеет своей целью, показать, что согласно сложившимся церковным правилам, день христианской Пасхи определялся с астрономического равноденствия, а не календарного. Более того, и по второй расчётной точке – полнолунию, так же предполагается именно астрономическое её совершение. И только третья расчётная точка – день воскресный, берётся уже из календаря.

Предвидя ваши вопросы о том, почему для определения даты Пасхи должно использоваться астрономическое явление и какие о том есть указания Святых Апостолов и Отцев Церкви или имеются ли какие документы принятые Соборно, постараюсь полно и подробно изложить суть исследования вопрошаемой темы.

 Прежде, вернёмся к основной проблеме, возникающей  из самой сути определения даты Пасхи – совместное празднование всеми церквами в один и тот же день Светлого Праздника. Эта проблема возникла сразу, как только Святые Апостолы отправились нести Благую весть во все страны и народы. Каким образом, не имея неподвижной календарной даты, праздновать её ежегодно и всем вместе в один день? При этом, находясь за многие и многие тысячи вёрст друг от друга, постоянно находясь в пути и, порой, не всегда имея возможность не только вести календарь, но и просто вести учёт дням и неделям.

Но Господь наш по мудрости Своей, положил поистине уникальную возможность иметь в любой точке земли такой единый ориентир – астрономическое явление. И где бы не находился верующий христианин, в каком бы уголке земли он не обитал, и каким бы календарём не пользовался, всегда есть возможность совместного празднования Светлого Праздника Пасхи.

Более того, второе астрономическое явление - полнолуние, так же не зависит от календарей и таблиц и посему может служить единым ориентиром всем верующим по всей Земле. Как тут не вспомнить слова Святителя Иоанна Златоуста о том, что …Церковь содержит определенное время страдания Христа, весеннее равноденствие, четырнадцатый день луны, трехдневье: пятницу, субботу и Господень день. Ими мы пользуемся в данном случае и вполне законно, не новшеству какому следуя, но соблюдая по преданию от самого Моисея именно четырнадцатый день луны после равноденствия…(Слово седьмое на Святую Пасху. Иоанн Златоуст.)

            Воистину, мудрое решение, в качестве основания расчётов использовать не творение разума человеческого – календарь, но созданные Богом тела небесные и меру движения им, телам небесным, установленную от Бога.

            Согласитесь, что использование дат календарных в качестве основания расчётов приведёт в конечном итоге к ошибкам в вычислении, потому как календарь творение не совершенное, человеческое  и сам содержит ошибки. Возможно, это ещё одна причина, почему нет документального подтверждения принятого правила о расчёте дня Пасхи. Именно потому, что нет смысла подтверждать то, что сам Христос, Своею смертию на кресте и Воскресением Своим показал нам …на то именно время, которое удовлетворяет многим заранее определенным сроком…(Слово седьмое на Святую Пасху. Иоанн Златоуст.) И если есть такие, Богом установленные ориентиры, почему же тогда возникла ситуация, что в нынешнее время мы не имеем согласия в определении единого дня празднования Светлого Праздника? А причина тому – календарь. Точнее, не сам календарь, а то, что как только были введены календарные правила определения дня Пасхи, дата её стала календарным событием. И уже не требовалось вычислять астрономическое равноденствие и смотреть на небо, дабы определить полнолуние, но достаточно было воспользоваться правилами определения даты Пасхи и рассчитывать её по календарю.

Было предложено, чтобы Александрийский епископ вычислял этот день и заранее сообщал о нём в Рим, дабы все верующие имели единый день празднования. (Однако известно, что что Александрийские священники никогда не утверждали, что Никейский Собор возложил на них особое поручение.)

Почему именно александрийский епископ? Видимо, потому, что в тот период времени, когда проходил Первый (Никейский) Вселенский Собор, именно он пользовался особым уважением и являлся первым среди равных, что, в общем-то, и было отражено в шестом правиле Первого Вселенского Собора:

«Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и римскому епископу сие обычно…»

 

В Александрии были созданы вечные пасхальные таблицы — пасхальный календарь, позволяющий определить дату Пасхи на достаточно длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. Впоследствии  была предложена формула расчёта даты Пасхи по Александрийской пасхалии - полнолуние(Y) = 21 марта + [(19·[Y/19] + 15)/ 30]

И именно то, что вместо использования астрономического равноденствия, была принята для расчётов календарная дата равноденствия, послужило причиной того, что со временем ошибка календаря, привела к ошибке и в вычислении даты Пасхи. Именно привязка основополагающих элементов расчёта – астрономического равноденствия и полнолуния - к фиксированной дате календаря, предопределила  последующие проблемы и ошибки в совмещении лунного календаря и юлианского (солнечного).

Суть же ошибок такова:

1.  Разница в длительности года по юлианскому календарю и длительности астрономического, приводит к образованию «лишнего» дня на каждые 128 лет. 

Лунные фазы по юлианскому календарю повторяются с периодом каждые 19-ть лет. Что тоже не совсем точно. И неточность приводит к смещению цикла на один день, примерно на каждые 300 лет. Хотя таблица «лунных течений» и обновлялась с учётом появляющейся разницы, это не влияло на расчёт даты Пасхи, потому как в основе расчёта использовались таблицы с неизменным 19-тилетним циклом – «круг Луны».

 

Таким образом, связав расчёты даты Пасхи с фиксированной календарной датой – 21-е марта, лунный цикл с имеющимся на тот период (солнечным) календарём – юлианским, «открепили» пасхалию от действительных, астрономических явлений и «перевели» в категорию календарных событий.

            Кроме указанных возникших ошибок в расчётах, перестало соблюдаться одно указание о правиле празднования Пасхи:

«Аще кто епископъ или пресвитеръ или диаконъ святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будетъ…»(седьмое правило Апостольское.)

Смысл данного правила сводится к тому, что если вы истинно рассчитаете дату Пасхи, то она должна всегда следовать после иудейской. И вот почему:

…Мы сказали, брат, что для времени страдания следует вместе брать и весеннее равноденствие, и четырнадцатый день луны, но не раньше равноденствия, и (пятницу) и субботу и день Господень…

… Ими мы пользуемся в данном случае и вполне законно, не новшеству какому следуя, но соблюдая по преданию от самого Моисея именно четырнадцатый день луны после равноденствия…

(Слово седьмое на Святую Пасху. Иоанн Златоуст.)

 

А теперь вспомним, когда у иудеев пасха? В субботу. А нам заповедано праздновать в воскресенье. Посему, если мы истинно (по астрономическому событию) вычислим день равноденствия, а затем и 14-й день Луны (полнолуние), затем отсчитаем три дня - … и (пятницу) и субботу и день Господень…то обязательно Пасха наша православная будет в воскресный день, ровненько после иудейской, потому как их пасха будет в субботу. Но в силу того, что происходит смещение дат по юлианскому (и по григорианскому соответственно происходит смещение) календарю, потому что истинные полнолуния смещаются относительно календарных на более ранние даты (примерно 1 день за 300 лет) исчисляема дата Пасхи может выпасть на дату ранее иудейской. О чём и предупреждали нас Святые Отцы, заповедав наблюдать, дабы не ошиблись, и не случилась …прежде весенняго равноденствия с иудеями…

 

Предлагаю исследовать даты Пасхи на 2013-й год, используя метода расчёта основанный на астрономических событиях:

 

1.      по григорианскому календарю - 31-е марта. Западные христиане. (18 марта по юлианскому календарю)

по юлианскому - 22-го апреля  РПЦ, РПЦЗ, РосПЦ... (5-го мая по григорианскому календарю)

 

            Астрономическое равноденствие в 2013 году наступает:

            8 марта с.с. (20 марта н.с.)

 

            Полнолуние в 2013 году в марте месяце совершается:

            14 марта с.с. (27 марта н.с.)

 

Первый воскресный день после полнолуния:

18 марта с.с. (31 марта н.с.)

 

Иудейская пасха в 2013 году:

13 марта с.с. (26 марта н.с.)

 

            Возникает вопрос. Почему дата Пасхи определена как 22 апреля по старому стилю (5 мая по новому стилю)? Ведь 18 марта (31 марта по н.с.) воскресный день и выпадает на 5-ть дней позднее иудейской пасхи. Соблюдены все правила по определению даты православной пасхи.

            Именно по причине того, что связав расчёты даты Пасхи с фиксированной календарной датой – 21-е марта, а лунный цикл с календарём, «открепили» пасхалию от действительных, астрономических явлений и «перевели» в категорию календарных событий. В итоге дата равноденствия имея фиксированную дату — 21 марта по юлианскому календарю, создаёт ошибку и в выборе даты полнолуния. Для сравнения с предыдущими датами приведу даты полученные с днём равноденствия определённым на 21-е марта по с.с:

            Календарное равноденствие в 2013 году наступает:

            21 марта с.с. (3 апреля н.с.)

 

            астрономическое полнолуние после календарного равноденствия:

            12 апреля с.с. (25 апреля н.с.)

 

Первый воскресный день после полнолуния:

15 апреля с.с. (28 апреля н.с.)

 

Иудейская пасха в 2013 году:

13 марта с.с. (26 марта н.с.)

            Как видим дата 22 апреля по с.с (5 мая по н.с.) не попала в этом варианте расчётов в категорию праздничного дня. Дело в том, православную Пасху принято расчитывать по алексанрийской пасхалии. И расчёт производится по формуле:

полнолуние (Y) = 21 марта + [(19·[Y/19] + 15)/ 30]

которая основыватся на лунном календаре, а не на солнечном (юлианском).

            В александрийской пасхалии используются две таблицы лунных циклов. Одна - годовая таблица «лунных течений», корректируется относительно реальных астрономических полнолуний, а вторая - 19-летний цикл лунных фаз («круг Луне»), используемый для определения дня Пасхи всегда неизменна. В итоге ошибки накопившиеся в таблице цикла лунных фаз (смещение примерно на 1 день за 300 лет) сдвигают дату календарного полнолуния ещё на 6-ть дней. В конечном итоге, при расчётах по формуле александрийской пасхалии, полнолуние смещается на 19 апреля по с.с. (2 мая по н.с.)  Соответственно, первое воскресенье после расчитанного по формуле полнолуния — 22 апреля по с.с. (5 мая по н.с.)

 

Храни вас Господь!

 

ФОРУМ РУССКИЙ СОБОР

РУССКОЕ СЛОВО

Страсть и Любовь

Ключи Царства Небесного

Невеста Христова

Святость

Душевный покой или восьмой день

И снова про Любовь

Тем, кто глупостью Мудрость испытать желает

От совести - покой душе

Добрый Пастырь

О Благодати и о благословении

Христос - не средство, но Сама Цель

Дух мирен

Пажить души

Спасительная Дверь

Страх вводящий в Любовь

Печальное "обрезание"

С Победой, братцы!

Душевное "б...ядо - словие

Душевное скольжение

Хлеб Христианина

Женщина - Христианин

Богоотступничество

О вычитке Молитв

Христос - Жизнь, Любовь, Пасха

О признаках Церкви Божией

Хождение за Истиной

Не обижайте Любовь

О предательстве Любви 
(Причина бедствий на Руси)

О различении духов

О собирании "елея" добрых дел

О духовной недальновидности

Малое стадо - осколки Руси...

О Притчах

Душегубное спасение и Спасительное душегубие

Слово на апостольское послание, читаемое в Праздник Сретения

Безглавые

Любовь, дарующая возможность любить

Слово на Сретение

Страх от маловерия

Про любовь

Благий и лукавый

Ум - узда души и тела

ПОСТ

Причина отсутствия духовного рассуждения

Правда христианская

Определение дня Пасхи

О церковном и храмовом расколе

О обретении души

О "заземлении"

Крещение Господне

О проповедниках

О Благодати

О женской "нечистоте"

Слова душе-Спасительные - плоды Упокоения и Жизни во Христе

Духовные заметки

Священство...пастырство

Христос Родися, радость явися!

Луч Света Любви Христовой

Где любовь ваша?

Враги Христу - враги Христиан

Слово Любви

Все, что Воле Божией противится - от сатаны

Слово расворенное Духом

Духовная дезориентация

Благодарность Богу

Ответ на письмо вопрошающего о вере нашей

Любовь

Пастырь Добрый

Брачный пир

Пребудьте в Любви

Камень Веры - Христос

О спасении женщин

Храм Духа

Воля Отца Небесного

От премудрых Мудрость утаилась. И о благословении

Где же ваша вера?

Слепота души

Истинное Богатство человек

Кто хочет за Христом идти...

Внешний прелесный блеск и внутренняя действительная лепота

О обретении себе друзей, и о недостатке мудрости у верующих

О навязывании Богу своей веры

Добро должно исходить от сердца

О способности любить  

У всех своя вера

О Божьей Милости

Власть душегубца

И снова о Таинстве Исповеди и тайне покаяния

О плодах лицемерия в вере

Кто противник Богу

О прошениях к Богу

Молитва Господня

Блаженство Христиан

Ответ на письмо патриота, в коем тот обличает МП

О православном и идолопоклонническом иконопочитании

Несъедобность

Слово в честь дня рождения Св. Прав. Иоанна Кронштадского

Спасти душу....

О различных состояниях души

Грехи ли «теснят»?

Ответ Христианке, вопрошающей о Любви

Русский Спец. Наз

О служении Господу

О Воскресении Руси

Небезобидное отвлечение

Православная грамматика

О нахождении на Литургии без Причащения

Несообразность

Правила Преподобного Феодора Студита

Чужое ярмо

Ответ вопрошающим о ИНН, о паспортах и прочая

О Мудрости и юродстве...

Виноградник Христов

Любовь ко Христу

«Марфомаринский» чин

« Кто убо может спасен быти?»

Брачный Пир

Пища Христиан

«Животворящий Труп»

Горький опыт

Печальное неверствие

«Дани»

Основание

О смоковнице

О послушании Богу

О "достойном" Причащении

Царский Путь

Общее отступление

Закваска лицемерия

Любовь – всему основа

«Чин Мелхиседеков» - чин Жизни о Христе

Слово о " разслабленном"

Духовное возрастание

Подготовка к "жатве"

Бесы

Кладенцы сокрушенны

Закон и Любовь

О двух путях к Богу

О поминании и о духовной неготовности

О понятиях ложном и истинном о Боге

Род сей

Кончина бытия, начало Жизни

« Непецытеся…»

«Младостарчество»

Старчество

О неосуждении ближних

Духовная Непригодность

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский о судьбах России

Еще О любви к Богу

Прелесть

Лжеучители

О Любви к Богу

О хуле на Духа Святаго

О Духе Святом

Восьмой День

« великий господин и владыко…» - что означает это именование?

Как Праздновать Праздник вне храма

Господа и владыки

Единство в Церкви

О Святой Троице

Лоза Истинная

Овцы Христовы

«Неупиваемая Чаша»

Глас Пастыря

Истина – Свет очам

О поклонении Богу

Русская Идея

О ПОКАЯНИИ И ТАИНСТВЕ ИСПОВЕДИ

О ПРИЧАЩЕНИИ - ЖИВОПИТАНИИ

О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

ХРИСТИАНИН

ЦЕРКОВЬ  и   церковная организация

О участии души после смерти ее тела

О том ,как спасаться тем кто вышел из еретической МП

ВОСКРЕСЕНИЕ

Червь неусыпающий

Боль

О служении Литургии в Великий Пост

Духовная первопричина смут на Руси

Тем кто спасаясь от антихриста уходит в леса - о спасении от антихриста

НАША ПАСХА – ХРИСТОС!

О покаянии - для тех кто ныне не имеет возможности быть в Церкви

История иудиного предательства

«Вечери Твоея Тайныя …»

Воскресенье...вход Господень в Иерусалим...вербное

Благая Весть

Раскол и духовная ориентация

Дух папизма в Русской Церкви

Удерживающий

Мудрая кротость

Смирение состоит в ...

О смирении

Мать Церковь

Связь с администратором сайта
   russobor@lenta.ru