Молитвы Священная история и
Богослужение в Православной Церкви

(1903 г. сканер - оригинал)

ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ И НАСТАВЛЕНИЯ
СТАРЦА АНТОНИЯ

Книги на церковно-славянском

НОВЫЙ  ЗАВЕТ

Символ веры 

Чин торжества Православия  

Правила Святых апостолов 

Правила Святых Вселенских Cоборов 

Правила поместных соборов 

Правила Святых отец 

Служебник  

Главы из Богословских трудов
важные выдержки и сборки

В чем Истинное Православие, и храним ли мы его?

С какой "вселенской церковью" учат нас объединяться?   Духовные основы папизма

Православие и его враги

"Соль обуевает" – знамение приближения конца

Крест Христов - орудие нашего спасения

"О чудесах и знамениях"

"Слово о молитве Иисусовой"

"Понятие о ереси и расколе"

О Православии

О том, как надлежит поступать с кощунниками

"Истина и Дух"

О кончине мира и пришествии антихриста.

Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков

Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия

Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово

Судьбы Церкви Божией на земле

О знамениях последних времен

О тираническом царстве антихриста

Будь верен!

Христианство - религия истины и любви

Что говорит Слово Божие и как учили величайшие Отцы Церкви о Великой Тайне Искупления.

Архиепископ Феофан Полтавский и Переяславский "О догмате Искупления"

Схимонах Епифаний (Чернов)
Догматическое учение об Искуплении,
чуждое Святым Отцам Церкви (о ложном учении Митрополита Антония Храповицкого)

Что говорят Святые отцы Церкви Православной о бегстве в пУстынь  

«Ответ возстязующим» (I Кор. 9, 13) -
к защите отложившихся.

Архиепископ Аверкий (Таушев)
Сборка про отступление

Иконы для домашнего ИКОНОСТАСА

Двенадцать заповедей спасения

Каким должен быть священник 
/по Святым отцам Церкви/

Чин Покаяния русского народа

Беседа Преосвященного Феофила,
епископа Богородского  с 
Преосвященным Диомидом,
епископом Анадырским и Чукотским

 

Русская
Истинно-Православная Церковь

Новомученики и исповедники
Российские о безблагодатности
Московской Патриархии

Новомученики и МП
из статьи А. Правдолюбова
"ГЛОБАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА"
"Русский эсфигмен"
Санкт-Петербург, 2006

Святой Праведный
Иоанн Кронштадтский

в воспоминаниях современников
Епископ Арсений (Жадановский)
Отец Иоанн Кронштадтский (отрывок)

О Литургийной жизни
(письмо к инокине Феофании)

Книга
"Знамения пришествия
антихристова и
кончины века" ч.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Православный Крест

Каноническая символика надглавного Православного Креста

От автора сайта

Будучи в поисках несколько лет, уже потеряв надежду, вдруг, совершенно случайно, на развале, увидел и купил эту книгу. Издание единственное, аналогов нет. Книга крайне редкая, тираж был сверх маленький. Многие слышали про нее и хотели бы почитать, но в продаже ее уже не найдешь. Переизданий не будет.

В этой книге реально описана Каноническая символика на Православных Крестах. Не история Креста как такового, а именно Православная символика - те узоры, которые, подавляющее большенство людей считает обычными узорами - типа для красоты. Однако это совсем не так, все узоры несут в себе глубокий Божественный смысл.
К сожалению, фотографии Православных Крестов напечатанные в книге, а равно и выложенные на этом сайте, имеют плохое качество по детализации узора и рисунка, оно и понятно почему - известно когда и как делались эти фотографии - на какой бумаге и оборудовании, и в какие времена. Издатели скорее всего итак "выжали" из них максимум, поэтому я взял на себя смелость и сделал небольшую обработку для улучшения качества контура и рельефа. (Слава Богу, современные программы позволяют это сделать), но в любом случае Кресты всегда ПРЕКРАСНЫ - ЭТО НАШ СИМВОЛ ВЕЛИЧИЯ ПРАВОСЛАВИЯ.

СПАСИБО ГОСПОДУ БОГУ И ЭНВЕРУ ШЕНДАЕВУ, ЧТО ХОТЬ ТАК СОХРАНИЛОСЬ НАШЕ НАСЛЕДИЕ..

У меня есть просьба ко всем, по возможности (кто, где живет рядом) сфотографируйте Кресты, которые вы увидите в данном разделе, пришлите фотографии мне на почту - дополним собрание Энвера Шейдаева современными фотографиями данных Крестов, если он еще остались стоять на своих местах, а то началась не хорошая тенденция, снимать кованые мастерами Кресты и менять их на современные пресс-формы из станков (штамповку).
Прислано  уже  12  фото  из  231

 

 


Итак, впервые в сети, Во Славу Божию смотрите на Православный Крест,
во всей Славе его - наше оружие спасения.

Под сенью  Креста

Спаси, Господи, люди Твоя и блгоюслови
достояние Твое, победы на сопротивчья даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Тропарь Честному и Животворящему Кресту Господню

Две тысячи лет большая часть человечества живет под знаком Креста, а русский православный МИР — Свыше десяти столетий. Для нашего Отечества, освященного равноапостольным князем Владимиром в купели вод Днепра, Честной Животворящий Крест Господень не только особо почитаемый христианский символ. Это — образ нашей веры, стержень многовекового бытия России и залог ее исторического утверждения.
Кресты издревле ставились на развилках и перекрестках наших дорог, на въездах в города и села. Крестом освящались водные источники, укреплялись воины на брань, он служил защитой от моровой язвы, засухи или наводнения. Им совершаются все семь священных Таинств, он господствует во внутреннем убранстве каждого храма и закладывается в его основании. Им же завершаются и церковные главы. Крест встречает человека в момент крещения и провожает его в материнские недра земли.
Три раза в году Русская Православная Церковь воздает особые почести Кресту Господню: в Крестопоклонную неделю, в дни Воздвижения и Происхождения Честных древ Креста.
Глубокое почитание Креста Христова, закрепившееся канонически с момента обретения святыни равноапостольной царицей Еленой, отражено в наших молитвах, песнопениях, церковной живописи, неистребимо живя в русском сердце. В народном представлении Христос и Крест нерасторжимы, что подтверждается явным созвучием. Только наш народ именует себя крестьянами — то есть христианами, крещеными людьми — людьми креста, называя его ласково: «крестовушко».
«Отчего радостное чувство объемлет нас при виде водружения креста на храме? — размышляет великий тайновидец, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Потому, мне кажется, что христианская мысль привыкла не разделять креста от Христа распятого и в кресте видит Христа, как и во Христе видит крест, ибо распятый Христос представляет Собою крест.
Рациональный ум бессилен постичь великую тайну Распятия, тайну Креста Христова. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее. Изображение Распятия в церковном искусстве — не иллюстрация римской казни. Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью всегда двигало стремление показать само Искупление как Воскресение Господа, донести до языческого сознания людей эту благую весть помогали, в том числе, художественно-символические приемы. Сталкиваясь с непостижимым и неизреченным, человек всегда прибегал к помощи символов. Условный символический язык зачастую становится единственно возможным способом не только оградить от чуждых, разрушительных влияний и профанации сами догматы и Таинства, но и пронести священный огонь веры сквозь века — ради жизни будущих поколений. Однако нужно помнить, что символ не есть сам догмат, а только является средством его выражения и необходим лишь тогда, когда он связывает нас с духовной реальностью. «Символ», собственно, и означает связь слова и образа.
Крест, будучи жизнеутверждающим символом от века и доныне, пребывает в постоянном движении — развитии. Выдающийся ученый ХIХ в. и исследователь христианской символики граф Алексей Сергеевич Уваров не сомневался в главенствующей роли Креста и его влиянии на европейскую цивилизацию: «История Креста Господня есть, без сомнения, история всего христианства, или история человечества в связи и по отношению к христианству».
Святой император Константин, воздвигнув в своей империи монастырь во имя даровавшего ему победу Честного и Животворящего Креста, так и назвал его — Ставрос (погречески «крест»). И доныне наши монастыри именуются ставропигиальными, или крестовоздвиженскими (ставропгаiа в буквальном переводе значит «крестоводружение«). При основании храма там, где быть святому престолу, устанавливается крест древнейшей христианской формой вечного символа был, видимо, Тау-крест (в виде греческой буквы Т — «таф«). Православным миром наравне с ним почитаются и греческий, и шестиконечный, и восьмиконечный. И хотя последний, получивший в силу наибольшего распространения в России имя «русский крестi, стал символом Русской Православной Церкви, наш народ не видит различий в том, что для него свято. «Крест всякой формы, — по выражению преподобного Феодора Студита, — есть истинный крест».
Существуют нательные, напрестольные, монументальные и наградные, поклонные и фасадные кресты — всех видов здесь и не перечислишь. Отдельная статья в русской ставрографии - кресты надглавные, или накупольные. И хотя о кресте как символе в наши дни появляется все больше и больше как научных, так и популярных книжных изданий, тема надглавного креста остается практически неисследованной. Повсюду и повседневно открытые людскому взору надглавники наших храмов почему-то до сих пор остаются в тени. А ведь это не только церковное искусство, это настоящая сокровищница народного творчества!
Данная книга о русском надглавном кресте не претендует ни на научный анализ, ни тем более на богословский трактат: просто пришло время хоть отчасти восполнить пробел. Смелости авторам фотографий и текста придали главные авторы этой книги — русские мастера кузнечного дела, создавшие эту зримую симфонию торжества веры и красоты. При рассмотрении многочисленных и неповторимых по красоте своей надглавных крестов вдруг пришло понимание, что главным источником, откуда черпали вдохновение для своих рукотворных шедевров мастера-кузнецы, была сама жизнь, но удерживать высочайшую ноту в этой крестной симфонии им помогали молитвы и канонические тексты. А значит, символический язык креста может быть осмыслен только с помощью православного канона и в литургической динамике. Впрочем, каждый представленный в книге шедевр говорит сам за себя, и текстовой комментарий — лишь вспомогательное средство, высвечивающее ту или иную грань спасительной красоты.
Перед вами — лучшая и большая часть уникальной коллекции фото- художника Энвера Шейдаева с изображениями крестов, венчающих русские православные храмы. Труд кропотливый и протяженный по времени, поистине подвижнический. Может, тридцать лет жизни, с точки зрения вечности, — лишь миг, но для человека это довольно большой отрезок. К тому же съемка была сопряжена не только с неизбежными трудностями — во времена хрущовской «оттепели, а затем брежневского «застоя для тех, кто занимался подобными вещами (основная часть коллекции отснята именно в тот период), существовала реальная опасность: церковная тема была под запретом. Первая и единственная выставка работ молодого фотографа в 1968 году была практически сразу закрыта из-за известных событий в Чехословакии.
Наверное, Энвер и сам не раз задавался вопросом: зачем ему это? Разве мало «натуры для художника — снимать не переснимать... Но значит, такова была мужская натура бывшего нахимовца, выбравшего для себя трудный и опасный путь. Это уже потом, в 1990-е годы, главное дело его жизни получило признание, и коллекция была показана  широкой аудитории, — выставки прошли и в России, и за рубежом. Потрясенные люди благодарили художника за любовь к русской истории и Культуре, «за красоту эту и за печаль», — такие слова приведены в одной из книг отзывов. А в другой читаем: Спасибо за Русь тебе, азербайджанцу, от татарина...»
Энвер Шейдаев никогда не снимал храм вне пейзажа: связь зодчества и природы была для него очевидной. Творческая интуиция и профессиональное мастерство, пришедшее с годами, позволили создать живую картину происходящего под небом России. Одни сюжеты причиняли боль, иные вселяли надежду.
Здесь надо непременно отметить, что помимо храмовой архитектуры, в сфере интересов фотохудожника Энвера Шейдаева были и исторический костюм (в 2001 году вышла в свет книга  "Старинный костюм в кино" с его фотографиями), и печные изразцы, коих тоже собралась большая коллекция, хранящаяся ныне в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Но любовь к кресту осталась неизменной.
Они светили ему в пути крестные солнышки Первопрестольной, Северной столицы, больших и малых русских городов, сел и деревень, затерявшихся в самой глубинке. Сколько российских дорог исколесил на товарняках и попутках, исходил Энвер, сбивая ноги до мозолей, как паломник, под дождем, под палящим солнцем. А наградой в пути был новый красавец-надглавник, встающий, как солнце, из-за пригорка.
В Вологодской области, в городе Великий Устюг, с фотографом произошел такой случай: крест монастырского Михайло-Архангельского собора оказался полностью закрыт строительными лесами. О том, как Энвер уговорил местных мужичков спилить леса вокруг креста, чтобы он смог его сфотографировать, можно писать отдельный рассказ. Каких только жизнь не дарила встреч — историй на целую книгу хватит. Но все-таки в жизни любого человека бывает самая важная, судьбоносная встреча. И она, по счастью, выпала Энверу в начале его творческого пути.
На мысль заняться фотосъемкой надглавных крестов тогда еще совсем молодого фотографа натолкнул Петр дмитриевич Барановский (1892—1984), знаменитый архитектор-реставратор, спасший от уничтожения временем и людьми многие наши памятники старины. Приходя в Новодевичий монастырь к Петру Дмитриевичу (монастырь в ту пору не действовал — бывшие кельи и больничные палаты были отведены под квартиры), Энвер показывал ему свои работы. Он был увлечен тогда фотосъемкой декоративных элементов храма, и надо сказать, получалось хорошо. Но однажды Барановский сказал ему: Этого полно всего. Ты лучше наверх посмотри. Кресты снимай. Этой красоты еще никто не снимал. Многие из них сделаны мастерами своего дела. Это ведь настоящее искусство, во многом уже утраченное. Собирай кресты, рано или поздно это понадобится, вот посмотришь».
Слова великого архитектора оказались пророческими: к Энверу с «заказами крестов впоследствии обращались не однажды. Он делал фотографии и для восстанавливающейся обители на Соловках, для храмов Тобольска и других городов. Совсем недавно архитектор Константин Камышанов из Рязани поведал, что в г. Михайлове на сооруженном по его проекту новом храме установлен крест с орудиями Страстей Христовых — копием и тростью — и что силуэт этого креста Выполнен по фотографии из коллекции Энвера, опубликованной в журнале «Божий мир». Причем надглавник-богатырь в три с половиной метра высотой не является точной копией: каплевидные завершения крестных «ветвей» выполнены из красного хрусталя. Вправлять цветное граненое стекло или хрусталь в медную оправу креста было принято у петербургских мастеров на рубеже ХIХ—ХХ веков, в эпоху неорусского стиля и стиля модерн, век которого был недолог из-за прервавшей его революции. Радостно сознавать, что современные архитекторы дают теперь модерну «высказаться» в полной мере, но еще отраднее видеть, как духовные искания предков питают творчество нового поколения мастеров.
Да, вышло все, как и предсказывал незабвенный Петр Дмитриевич: фотографическая коллекция Энвера Шейдаева оказалась бесценна не только для искусствоведов, священнослужителей и любителей старины, она востребована самим временем и как хлеб насущный необходима нам, поднимающим из праха утраченные святыни. Частное собрание стало народным достоянием, собором русского надглавного креста.
Петр Дмитриевич Барановский за свою долгую жизнь перевес много тяжелых ударов судьбы, и самым страшным для него было уничтожение святынь своей же земли. Знал, что завтра взорвут только что отреставрировавный им храм, Барановский фотографировал его и делал обмеры — это был единственно возможный способ сохранить памятник для потомков, и... брался за восстановление следующего, хотя и его ожидала та же участь. Ничто на свете, никакой произвол властей не может сломить дух человека, посвятившего свою жизнь созиданию. До последних дней жизни — худенький, почти ослепший — Барановский, как в молодости подталкиваемый силой своего высокого духа, поднимался на строительные леса, работал в кабинете. Он не знал ни отдыха, ни страха, в том числе и страха высоты, — напротив, он в нее стремился. Про Петра Барановского говорили, что у него сердце птицы. Поэтому только этот человек, повидавший на своем веку столько храмов, лежащих в руинах, и поваленных наземь крестов, мог произнести удивительные слова, оставшиеся в памяти Энвера на всю жизнь: «Почему в первую очередь крест уничтожают? Потому что он — как грудь матери, которая питает...»
И эхом — уже в наши дни — ему отозвались слова простой русской женщины: «Крест — это все». Они прозвучали при поднятии креста на главу только что возведенной московской церкви Сергия Радонежского на Рязанке.
Православного храма не бывает без креста, ибо он ставится на маковку во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. На Стоглавом соборе, состоявшемся в 1551 году, было провоглашено следующее правило: «Я коже искони на святых церквах святые кресты водружены и поставлены и доднесь такожде да пребывают неподвижимы».
Кстати сказать, луковичная и шлемовидная форма наших куполов выбрана русскими зодчими не случайно: чтобы снег во время долгой русской зимы скатывался с купола, не закрывая главного — креста.
Давайте остановимся хоть на миг, посмотрим вверх и задержим взгляд на крестах, венчающих купола. Даже не верится, что эти легкие, как бы парящие в небе создания — прочная конструкция из металла. Ажурные сквозные узоры будто не кованые, а сплетенные руками искусных кружевниц. А какое богатство форм и разнообразие символики! Еще бы, объектив фотокамеры зафиксировал уникальный исторический момент времени но российским часам: преимущественно ХVII—ХVIII вв., когда кузнечное ремесло в деле изготовления надглавных крестов достигло своего наивысшего расцвета.
Кресты-надглавники являются важнейшими элементами храмового ансамбля. Приглядевшись внимательнее, обнаруживаешь, что типы крестов — например на храме и близ стоящей колокольне — могут быть совершенно различны. Значит, их делал не один человек, и в разные временные отрезки. А иногда в работе чувствуется рука одного мастера, виден его излюбленный прием. Как странно: человека давно нет на свете, даже имя мастера зачастую неизвестно, а выкованный им крест может поведать о нем больше правды, чем людская молва. Например, о богатырской силе этого человека. Ведь размеры надглавных крестов зависят от величины храма и часто достигают нескольких метров в высоту. А снизу эти гиганты смотрятся как ювелирное изделие тончайшей филигранной работы.
У храма, как правило, бывает один или два придела (дополнительных алтаря с престолом), и каждый обязательно увенчивается главкой с крестом, правда, меньшего размера, чем центральный надглавник. Крест на куполе главного престола всегда самый величественный. Однако все это крестное узорочье не плод фантазии и не прихоть художника. Как бы ни вился узор и сколько бы ни бликовали, ни играли с солнцем кресты на рассвете и на закате, здесь все в меру, все по чину.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Чтобы «выковать» подобные слова, создав соответствующий им образ, нужны не только сила, умение и художественный вкус. Это невозможно без веры. Надглавные кресты хранят в своей дивной красоте и прочности металла бесконечно богатое предание, в чем мы сейчас убедимся...

"Кресты, сфотографированные в наши дни"  
Здесь можно посмотреть Кресты сфотографированные в наши дни, эти Кресты не входят в коллекцию снимков Энвера, но Кресты выполнены давно, мастерами - это настоящая работа, в общем начал собирать и дополнять снимки Знвера. Вы, все, тоже можете поучавствовать, если где увидите то......

Собрание фотографий Православных Крестов с объяснением символики

Фотографии - Энвера Шейдаева
Текст - Марины Анашкевич

"Трисоставной", Трилистник     
Трилистник — символ  Живоначальной Троицы:  Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. 
Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен — излюбленная у русских мастеров.

"Виноградная лоза"     
Виноградная лоза.  Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод —  символ Живого Христа.
Я есмь истинная виноградная лоза, а отец Мой — виноградарь» (Ин. 15, 1).

"Дух мирен"     
Святой Дух - Третье Лицо Святой Троицы, с незапамятных времен  изображается в виде голубя. 
В древнем искусстве голубь служил символом чистой
любви и дружбы.

"Растение Воскресения"     
Побеги и цветочные бутоны символизируют возрождение жизни - Воскресение Христа из мертвых.
Вглядитесь: из-под основания Креста произрастают побеги.

"Древо вечной жизни"     
Крест в христианской традиции является символом древа жизни.
В древнейших языческих культах разных народов крест служил одновременно символом и жизни, и смерти.

"Кровь спасения"
Медные выпуклости – «росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на Кресте. 
Будто капельки утренней росы выступили на теле этих роскошных петербургских крестов-надглавников в стиле барокко.

"Страсти Христовы"
Символическое изображение копья и трости с губкой - орудий Страстей Христовых - свидетельствуют о реальности страданий Спасителя. 
Трость с губкой и копие — орудия Страстей Господних — нередкое явление на накупольниках, они могут находиться как по левую и правую стороны вертикали креста, так и в самом средокрестии.

"Венец Славы"
Совмещение тернового венца и лаврового венка придает Кресту — орудию казни — триумфальный вид.  
Надглавный крест с терновым венцом встретить практически невозможно. Иногда в такое заблуждение можно впасть при виде накупольника с символикой солнца, просто перепутав шипы с лучами. 

"Царь царствующих"
Корона на вершине надглавного креста указывает, что перед нами Крест Небесного Царя. 
Архимандрит Макарий (Миролюбов) в своем труде «О форме Крестов на главах храмов и колоколен» пишет следующее: «...на некоторых храмах поверх Крестов имеются короны.

"Всесильная держава"
Крест есть символ Божьего Вседержительства. Держава - священный символ власти, данной свыше помазаннику Божьему.
На Руси этот священный предмет назывался «державное яблоко» и никому, кроме царей, не предназначался.

"Скипетр победотворный"
Крест символически есть скипетр - атрибут верховной власти.
Крест Христов именуется в канонах равно скипетром ("Божественного царя скиптро честное"), так и жезлом (жезл силы, имже пасемся).

"Оружие невидимой брани"
Крест Господень – это оружие мира, меч духовный, которым побеждаются враги видимые и невидимые. 
«Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» - так величают Крест Господень в церковных канонах.

"Знамя победы"
Крест-хоругвь, или крест-триумфатор, знаменует собой победу Христа над смертью.
Крест дарован Церкви как знамя победы Царства благодати над царством греха. 

"Четвероконеная сила"
Четырехконечный равносторонний Крест есть знамение Креста Господня. 
Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов.

"Мерило Праведное"
Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. 
Великий символ христианской веры – Крест с распятым на нем Спасителем – уже больше двух тысячелетий открыт взорам миллионов людей.

"Святой жертвенник"
Крест семиконечной формы хранит в себе тайну Преображения: орудие позорной казни стало местом Божественной Жертвы.
Семиконечный Крест можно увидеть на куполе церкви двунадесяти апостолов Московского Кремля, над входом в Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря, на Ильинской церкви в селе Вязенцы и других.

"Ось мироздания"
Восьмиконечный крест это образ Креста Христова. Именно такая форма наиболее соответствует Кресту, на котором распяли Спасителя.  
Восьмиконечный Крест по праву именуется «русским», поскольку такой вид Креста является самым распространенным на Руси.

"Хранитель вселенной"
Чтобы указать на вселенское значение Креста Христова, знак креста изображают вписанным в круг, символизирующий небесную сферу, вечность.
Крест есть символ устроения и порядка, в противоположность неустроенности и хаосу.

"Вознесшееся на Крест Солнце в полудне"
Исходящие из центра креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца.
Едва ли найдется на земле человек, который не знает, что солнце это источник света и тепла, и без него невозможна жизнь на планете. А «чудно простираемому» Кресту Господню солнце служит нимбом.

"Звезда утренняя"
Крест есть сверкающий звездами образ - свет Рождества Христова.
«Яко пресветла звезда и яко бисер благолепен, и пресиянное солнце, вся озаряет земли концы, Крест Господень», — поется в православном каноне.

"Святозарная молния"
Бьющие из центра и концов Креста прямые и зигзагообразные стрелы-молнии - символ Благодатного и очистительного огня.
В православном каноне Крест сравнивается также с молнией: «блистаньми твоими озаряеши сущия во тьме, и демоны попаляеши, краснейший Кресте».

"Кормчий плавающих"
Символ полумесяца в главном своем значении это корабль церковный, ведомый Кормщиком-Христом.
Довольно часто на купола православных церквей ставят Крест с полулунным подножием. Но что означает символ полумесяца, «затмивший» даже солярный знак?

"Якорь надежды"
Изображение якоря в период преследования христиан языческими властями заменяло образ Креста.
Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его и качают волны, но потопить не могут.

"Царский путь"
Крестные стрелы указывают спасительный путь в направлении добра.
Направление пути в обычных житейских обстоятельствах указывается стрелкой. В народных сказках судьбоносный полет стрелы определял жизненный выбор героя.

"Небесная лествица"
Крест в духовном смысле является лествицею - символом вхождения в Небеса.
По лестнице, сотворенной человеческими руками, можно подняться вверх, но можно спуститься и вниз. Иное дело — лествица Божественная, ведущая в небесные чертоги.

"Ключ Царствия Небесного"
Крест Христов служит ключом, отворяющим двери в рай.
Крест и Царствие Небесное связаны между собой: не понесши первого, нельзя достигнуть второго. У каждого человека свой крест, и Господь ведет нас к спасению различными путями, но все они, так или иначе сходятся в одной точке.

"Ангел - хранитель"
Господь посылает ангела в каждый вновь выстроенный и освященный храм для служения при Святом Престоле в алтаре. Ангел в переводе с греческого означает «вестник». На накупольных Крестах можно часто увидеть фигуру одного ангела или двух трубящих вестников по правую и левую стороны.

"Умными силами всюду окружаем"
Все девять чинов ангельских служат Животворящему Кресту, который выше Сил Небесных.
Нередко в завершениях надглавных Крестов встречаются изображения херувимов, олицетворяющих собой Силы Небесные.

"Всевидящее око"
Всевидящее око означает  Промысел Божий, всеведение.
Редчайший случай: нижняя перекладина надглавного Креста в виде глаза в обрамлении лучей-ресниц. Может быть, создатель этого Креста переусердствовал, зашел слишком далеко в своей фантазии? Нисколько.

"Стоящие при Кресте"
Четкость силуэтов и характерность поз предстоящих Кресту Богоматери и святых делают их узнаваемыми даже на расстоянии.
В главё о Крестах-накупольниках с орудиями Страстей Христовых отмечалось, что традиционно не принято украшать главу храма Крестом-распятием. И все-таки такая символика существует, но прикровенно для глаз, и сокрыта она в самом сердце Креста

"Имя Бога Свято"
В медальонах прорезного или кованого Креста можно обнаружить надпись «IНЦI» (Иисус Назорей, Царь Иудейский), а также «ЦРЪ СЛВЫ» (Царь Славы) и «iС ХС» (начальные буквы имени Иисуса Христа).
В дивном узорочье прорезного Креста иногда сложно разглядеть что- либо конкретное.

"Царь любви"
Крест с украшениями в виде сердца есть знак и доказательство любви Бога, изливаемой на мир.
В течение тысячелетий сердце считалось не только самым важным жизненным органом, но и место-пребыванием души. Сердце человеческое в библейских текстах называется вместилищем как добра, так и зла.

"Венец красоты"
Символика Православного Креста не поддается рациональному анализу. Непостижима она и с точки зрения эстетического восприятия.
Если она и может быть осмыслена, то только с помощью канона и в литургической динамике. Но и тогда Крест Спасителя остается великой Тайной:

 

 

 

 

 


Все авторские права остаются за авторами.