Молитвы Священная история и
Богослужение в Православной Церкви

(1903 г. сканер - оригинал)

ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ И НАСТАВЛЕНИЯ
СТАРЦА АНТОНИЯ

Книги на церковно-славянском

НОВЫЙ  ЗАВЕТ

Символ веры 

Чин торжества Православия  

Правила Святых апостолов 

Правила Святых Вселенских Cоборов 

Правила поместных соборов 

Правила Святых отец 

Служебник  

Главы из Богословских трудов
важные выдержки и сборки

В чем Истинное Православие, и храним ли мы его?

С какой "вселенской церковью" учат нас объединяться?   Духовные основы папизма

Православие и его враги

"Соль обуевает" – знамение приближения конца

Крест Христов - орудие нашего спасения

"О чудесах и знамениях"

"Слово о молитве Иисусовой"

"Понятие о ереси и расколе"

О Православии

О том, как надлежит поступать с кощунниками

"Истина и Дух"

О кончине мира и пришествии антихриста.

Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков

Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия

Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово

Судьбы Церкви Божией на земле

О знамениях последних времен

О тираническом царстве антихриста

Будь верен!

Христианство - религия истины и любви

Что говорит Слово Божие и как учили величайшие Отцы Церкви о Великой Тайне Искупления.

Архиепископ Феофан Полтавский и Переяславский "О догмате Искупления"

Схимонах Епифаний (Чернов)
Догматическое учение об Искуплении,
чуждое Святым Отцам Церкви (о ложном учении Митрополита Антония Храповицкого)

Что говорят Святые отцы Церкви Православной о бегстве в пУстынь  

«Ответ возстязующим» (I Кор. 9, 13) -
к защите отложившихся.

Архиепископ Аверкий (Таушев)
Сборка про отступление

Иконы для домашнего ИКОНОСТАСА

Двенадцать заповедей спасения

Каким должен быть священник 
/по Святым отцам Церкви/

Чин Покаяния русского народа

Беседа Преосвященного Феофила,
епископа Богородского  с 
Преосвященным Диомидом,
епископом Анадырским и Чукотским

 

Русская
Истинно-Православная Церковь

Новомученики и исповедники
Российские о безблагодатности
Московской Патриархии

Новомученики и МП
из статьи А. Правдолюбова
"ГЛОБАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА"
"Русский эсфигмен"
Санкт-Петербург, 2006

Святой Праведный
Иоанн Кронштадтский

в воспоминаниях современников
Епископ Арсений (Жадановский)
Отец Иоанн Кронштадтский (отрывок)

О Литургийной жизни
(письмо к инокине Феофании)

Книга
"Знамения пришествия
антихристова и
кончины века" ч.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Венец красоты"

Крест из всех сокровищ есть сокровище много ценнейшее...
Вид и образ Креста
всех предметов украшение благолепнейшее.
Преподобный Феодор Студит

Вне Креста нет живого познания Христа.
Святитель Игнатий Брянчанинов

Красота спасет мир.
Федор Михайлович Достоевский

Символика Православного Креста не поддается рациональному анализу. Непостижима она и с точки зрения эстетического восприятия. Если она и может быть осмыслена, то только с помощью канона и в литургической динамике. Но и тогда Крест Спасителя остается великой Тайной: «Ныне же благолепнейшим светом живоносный просия Крест Твой, Христе, церковную показуя сокровенную красоту», «яко пресветлою и неприступною красотою осия».
Спаситель мира понес ради падшего человечества все виды Креста. Перед Его жертвенным Крестопошением меркнут любые символы и россыпи слов. Эта Божественная сокровенная красота постигается только ответной, жертвенной любовью к Богу
Как нательный Крест для христианина — не ювелирное украшение, так и Крест на маковке храма хоть и радует глаз, но ставится он во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. При освящении его читаются особые молитвы, в которых священник просит Бога, чтобы Он дал Кресту благодатную силу. И знание этого нисколько не мешает разглядывать неповторимую узорную вязь, очертания и завершения «ветвей» накупольного Креста, любоваться его дивными пропорциями в целом, восхищаться им не только как произведением искусства, но и духа человеческого — ведь в каждой работе чувствуется уверенность мастера в том, что он производит не что-то случайное, временное, ради добывания себе пропитания, но делает это по вдохновению и любви, ради высшей цели. Да и Крест не позволит «спуститься вниз» — ведь он устроен так, чтобы всеми линиями устремляться в высоту...

Правда, к радостному любованию примешивается чувство сожаления, что многие из этих бесценных шедевров, наверное, уже утрачены и остались лишь на снимках, что перед нами. А ведь это целый пласт народного творчества, совершенно при этом не исследованный. Но нет: где-то в глубине души живет вера, что сотворенное во славу Божию и на радость людям не может исчезнуть бесследно. Есть такое выражение: «рукописи не горят». Тем более тогда не могло сгогреть то, что прошло «золочение через огонь» (была и есть в кузнечном деле такая технология, довольно вредная для организма). Когда же речь идет о духе, заповедь Закона неумолима: «Золото, серебро, медь, железо, свинец и олово и все, что может проходить сквозь пламя, следует испытывать, чтобы узнать их чистоту».
Что ж, горящие золотом творения безизвестных мастеров выдержали испытание таким огнем. И прошли проверку на прочность самой разрушительной стихией — временем. Пока существует жизнь на земле, будет существовать и преемственность поколений, И тому, кто будет продолжать дело прапрадедов-кузнецов, может пригодиться коллекция крестов Энвера Шейдаева, большая часть которой представлена на страницах этого сайта.

«Крестом да железом хоромы поднимают», — была в ходу у русского мастерового такая поговорка.  Про любой из этих, как будто и
не железных Крестов-накупольников, можно сказать, что он «красен паче порфира и злата». Такой легкий, «кружевной» стиль получил яркое воплощение в Москве, Ярославле, Вологде и других городах Центральной России, которая всегда славилась своими умельцами. Правда, чтобы добиться подобного мастерства и претворить дело прадедов в жизнь, недостаточно воскресить забытые технологии и найти спонсоров. Нужно иметь за душой то, что было у русских мастеров. Если бы их, в большинстве своем нё ученых грамоте людей, спросили сейчас, какая такая «красота спасет мир», то они, поглядев на «краснейший Кресте», венчающий купол, не задумываясь, ответили бы: «Христова»..

г. Вологда
Софийский собор
1568-1570 г.г.
Московская область
Надглавный Крест церкви в с. Тарасовка
г. Москва
Церковь Григория Неокесарийского
в Дербицах
1668-1679 г.г.
Вологодская область
г. Великий Устюг
Спасский монастырь
Сретенская церковь
1725-1740 г.г.
г. Москва
Кремль
Собор Благовещения Богородицы
1484-1489 г.г.
Московская область
г. Кашира
Церковь Флора и Лавра
ХIХ век.

"Трисоставной", Трилистник     
Трилистник — символ  Живоначальной Троицы:  Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. 
Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен — излюбленная у русских мастеров.

"Виноградная лоза"     
Виноградная лоза.  Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод —  символ Живого Христа.
Я есмь истинная виноградная лоза, а отец Мой — виноградарь» (Ин. 15, 1).

"Дух мирен"     
Святой Дух - Третье Лицо Святой Троицы, с незапамятных времен  изображается в виде голубя. 
В древнем искусстве голубь служил символом чистой
любви и дружбы.

"Растение Воскресения"     
Побеги и цветочные бутоны символизируют возрождение жизни - Воскресение Христа из мертвых.
Вглядитесь: из-под основания креста произрастают побеги.

"Древо вечной жизни"     
Крест в христианской традиции является символом древа жизни.
В древнейших языческих культах разных народов крест служил одновременно символом и жизни, и смерти.

"Кровь спасения"
Медные выпуклости – «росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на Кресте. 
Будто капельки утренней росы выступили на теле этих роскошных петербургских крестов-надглавников в стиле барокко.

"Страсти Христовы"
Символическое изображение копья и трости с губкой - орудий Страстей Христовых - свидетельствуют о реальности страданий Спасителя. 
Трость с губкой и копие — орудия Страстей Господних — нередкое явление на накупольниках, они могут находиться как по левую и правую стороны вертикали креста, так и в самом средокрестии.

"Венец Славы"
Совмещение тернового венца и лаврового венка придает Кресту — орудию казни — триумфальный вид.  
Надглавный крест с терновым венцом встретить практически невозможно. Иногда в такое заблуждение можно впасть при виде накупольника с символикой солнца, просто перепутав шипы с лучами. 

"Царь царствующих"
Корона на вершине надглавного креста указывает, что перед нами Крест Небесного Царя. 
Архимандрит Макарий (Миролюбов) в своем труде «О форме Крестов на главах храмов и колоколен» пишет следующее: «...на некоторых храмах поверх Крестов имеются короны.

"Всесильная держава"
Крест есть символ Божьего Вседержительства. Держава - священный символ власти, данной свыше помазаннику Божьему.
На Руси этот священный предмет назывался «державное яблоко» и никому, кроме царей, не предназначался.

"Скипетр победотворный"
Крест символически есть скипетр - атрибут верховной власти.
Крест Христов именуется в канонах равно скипетром ("Божественного царя скиптро честное"), так и жезлом (жезл силы, имже пасемся).

"Оружие невидимой брани"
Крест Господень – это оружие мира, меч духовный, которым побеждаются враги видимые и невидимые. 
«Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» - так величают Крест Господень в церковных канонах.

"Знамя победы"
Крест-хоругвь, или крест-триумфатор, знаменует собой победу Христа над смертью.
Крест дарован Церкви как знамя победы Царства благодати над царством греха. 

"Четвероконеная сила"
Четырехконечный равносторонний Крест есть знамение Креста Господня. 
Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов.

"Мерило Праведное"
Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда.  Великий символ христианской веры – Крест с распятым на нем Спасителем – уже больше двух тысячелетий открыт взорам миллионов людей.

"Святой жертвенник"
Крест семиконечной формы хранит в себе тайну Преображения: орудие позорной казни стало местом Божественной Жертвы. Семиконечный Крест можно увидеть на куполе церкви двунадесяти апостолов Московского Кремля, над входом в Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря, на Ильинской церкви в селе Вязенцы и других.

"Ось мироздания"
Восьмиконечный крест это образ Креста Христова. Именно такая форма наиболее соответствует Кресту, на котором распяли Спасителя.  Восьмиконечный Крест по праву именуется «русским», поскольку такой вид Креста является самым распространенным на Руси.

"Хранитель вселенной"
Чтобы указать на вселенское значение Креста Христова, знак креста изображают вписанным в круг, символизирующий небесную сферу, вечность. Крест есть символ устроения и порядка, в противоположность неустроенности и хаосу.

"Вознесшееся на Крест Солнце в полудне"
Исходящие из центра креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Едва ли найдется на земле человек, который не знает, что солнце это источник света и тепла, и без него невозможна жизнь на планете. А «чудно простираемому» Кресту Господню солнце служит нимбом.

"Звезда утренняя"
Крест есть сверкающий звездами образ - свет Рождества Христова. «Яко пресветла звезда и яко бисер благолепен, и пресиянное солнце, вся озаряет земли концы, Крест Господень», — поется в православном каноне.

"Святозарная молния"
Бьющие из центра и концов Креста прямые и зигзагообразные стрелы-молнии - символ Благодатного и очистительного огня. В православном каноне Крест сравнивается также с молнией: «блистаньми твоими озаряеши сущия во тьме, и демоны попаляеши, краснейший Кресте».

"Кормчий плавающих"
Символ полумесяца в главном своем значении это корабль церковный, ведомый Кормщиком-Христом. Довольно часто на купола православных церквей ставят Крест с полулунным подножием. Но что означает символ полумесяца, «затмивший» даже солярный знак?

"Якорь надежды"
Изображение якоря в период преследования христиан языческими властями заменяло образ Креста. Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его и качают волны, но потопить не могут.

"Царский путь"
Крестные стрелы указывают спасительный путь в направлении добра. Направление пути в обычных житейских обстоятельствах указывается стрелкой. В народных сказках судьбоносный полет стрелы определял жизненный выбор героя.

"Небесная лествица"
Крест в духовном смысле является лествицею - символом вхождения в Небеса. По лестнице, сотворенной человеческими руками, можно подняться вверх, но можно спуститься и вниз. Иное дело — лествица Божественная, ведущая в небесные чертоги.

"Ключ Царствия Небесного"
Крест Христов служит ключом, отворяющим двери в рай. Крест и Царствие Небесное связаны между собой: не понесши первого, нельзя достигнуть второго. У каждого человека свой крест, и Господь ведет нас к спасению различными путями, но все они, так или иначе сходятся в одной точке.

"Ангел - хранитель"
Господь посылает ангела в каждый вновь выстроенный и освященный храм для служения при Святом Престоле в алтаре. Ангел в переводе с греческого означает «вестник». На накупольных Крестах можно часто увидеть фигуру одного ангела или двух трубящих вестников по правую и левую стороны.

"Умными силами всюду окружаем"
Все девять чинов ангельских служат Животворящему Кресту, который выше Сил Небесных. Нередко в завершениях надглавных Крестов встречаются изображения херувимов, олицетворяющих собой Силы Небесные.

"Всевидящее око"
Всевидящее око означает  Промысел Божий, всеведение. Редчайший случай: нижняя перекладина надглавного Креста в виде глаза в обрамлении лучей-ресниц. Может быть, создатель этого Креста переусердствовал, зашел слишком далеко в своей фантазии? Нисколько.

"Стоящие при Кресте"
Четкость силуэтов и характерность поз предстоящих Кресту Богоматери и святых делают их узнаваемыми даже на расстоянии. В главё о Крестах-накупольниках с орудиями Страстей Христовых отмечалось, что традиционно не принято украшать главу храма Крестом-распятием. И все-таки такая символика существует, но прикровенно для глаз, и сокрыта она в самом сердце Креста

"Имя Бога Свято"
В медальонах прорезного или кованого Креста можно обнаружить надпись «IНЦI» (Иисус Назорей, Царь Иудейский), а также «ЦРЪ СЛВЫ» (Царь Славы) и «iС ХС» (начальные буквы имени Иисуса Христа). В дивном узорочье прорезного Креста иногда сложно разглядеть что- либо конкретное.

"Царь любви"
Крест с украшениями в виде сердца есть знак и доказательство любви Бога, изливаемой на мир. В течение тысячелетий сердце считалось не только самым важным жизненным органом, но и место-пребыванием души. Сердце человеческое в библейских текстах называется вместилищем как добра, так и зла.

"Венец красоты"
Символика Православного Креста не поддается рациональному анализу. Непостижима она и с точки зрения эстетического восприятия. Если она и может быть осмыслена, то только с помощью канона и в литургической динамике. Но и тогда Крест Спасителя остается великой Тайной: