Молитвы Священная история и
Богослужение в Православной Церкви

(1903 г. сканер - оригинал)

ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ И НАСТАВЛЕНИЯ
СТАРЦА АНТОНИЯ

Книги на церковно-славянском

НОВЫЙ  ЗАВЕТ

Символ веры 

Чин торжества Православия  

Правила Святых апостолов 

Правила Святых Вселенских Cоборов 

Правила поместных соборов 

Правила Святых отец 

Служебник  

Главы из Богословских трудов
важные выдержки и сборки

В чем Истинное Православие, и храним ли мы его?

С какой "вселенской церковью" учат нас объединяться?   Духовные основы папизма

Православие и его враги

"Соль обуевает" – знамение приближения конца

Крест Христов - орудие нашего спасения

"О чудесах и знамениях"

"Слово о молитве Иисусовой"

"Понятие о ереси и расколе"

О Православии

О том, как надлежит поступать с кощунниками

"Истина и Дух"

О кончине мира и пришествии антихриста.

Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков

Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия

Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово

Судьбы Церкви Божией на земле

О знамениях последних времен

О тираническом царстве антихриста

Будь верен!

Христианство - религия истины и любви

Что говорит Слово Божие и как учили величайшие Отцы Церкви о Великой Тайне Искупления.

Архиепископ Феофан Полтавский и Переяславский "О догмате Искупления"

Схимонах Епифаний (Чернов)
Догматическое учение об Искуплении,
чуждое Святым Отцам Церкви (о ложном учении Митрополита Антония Храповицкого)

Что говорят Святые отцы Церкви Православной о бегстве в пУстынь  

«Ответ возстязующим» (I Кор. 9, 13) -
к защите отложившихся.

Архиепископ Аверкий (Таушев)
Сборка про отступление

Иконы для домашнего ИКОНОСТАСА

Двенадцать заповедей спасения

Каким должен быть священник 
/по Святым отцам Церкви/

Чин Покаяния русского народа

Беседа Преосвященного Феофила,
епископа Богородского  с 
Преосвященным Диомидом,
епископом Анадырским и Чукотским

 

Русская
Истинно-Православная Церковь

Новомученики и исповедники
Российские о безблагодатности
Московской Патриархии

Новомученики и МП
из статьи А. Правдолюбова
"ГЛОБАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА"
"Русский эсфигмен"
Санкт-Петербург, 2006

Святой Праведный
Иоанн Кронштадтский

в воспоминаниях современников
Епископ Арсений (Жадановский)
Отец Иоанн Кронштадтский (отрывок)

О Литургийной жизни
(письмо к инокине Феофании)

Книга
"Знамения пришествия
антихристова и
кончины века" ч.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крест  "Трисоставный"

Если вникнем внимательно, то
в одном крестном знамении найдем
как бы сокращенный Символ веры.
Изображая крест, мы произносим слова:
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа
 

Трилистник — символ  Живоначальной Троицы:  Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Трилистная форма Креста на куполах храмов и колоколен — излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные <ветви > бывают украшены не только листьями. Часто последние преображаются в схожие по форме сердечки или диковинные цветы, причем, фантазии кузнецов и литейщиков здесь нет границ. При сходстве стройных, прямых силуэтов каждый из надглавников отличается неповторимостью загадочного узора, что лишний раз свидетельствует о непостижимости Единой в Трех Лицах Святой Троицы.

Трилистные завершения концов могут быть как круглой, так и заостренной, треугольной формы (треугольник как символ Святой Троицы в раннехристианский период присутствует в надписях на надгробных плитах и встречается в храмовых росписях до 17 в.)
Нередкое явление криновидное завершение крестных «ветвей».  Троичная форма крина (стилизованного изображения цветка лилии в том числе как символа чистоты) по сути, тот же трилистник, причем  форма эта  ---  одна из древнейших.
Бывают надглавники с маленькими крестиками на трех концах. Кресты на маковках московской церкви Зачатия праведной Анны или, к примеру, Георгиевской церкви в Коломенском, воочию олицетворяют собой слова канона:  Крест трисоставный <...> Троицы бо носит триипостасныя образ».
Очень показателен в этом отношении надглавник Троицкой церкви в деревне Большие Вяземы Московской области. Нет сомнений, что мастер выковал Крест в ознаменование Святой Троицы. Глядя на такой, непременно перекрестишься трижды.
Перед тем как совершить крестное знамение, мы соединяем вместе три пальца и осеняем последовательно лоб, грудь и плечи оберегающей нас печатью в виде Креста-трилистника.
Печать Троицы лежит на всем, что создано Творцом. И кузнечных дел мастера возносили в небо Символ православной веры, запечатляя его в металле.
В Великую Отечественную войну был такой случай: на одном из полустанков разбомбили поезд. Когда все стихло и раненых погрузили на телеги, а мертвых отнесли подальше от железнодорожного полотна, обнаружилось, что разбит и почтовый вагон — сотни и сотни солдатских треугольничков» лежали повсюду в пыли и траве, вздрагивал от налетавшего ветра. Их отнесло даже на пригорок, где стояла заброшенная церковь и где решено было разместить временный госпиталь. С главки свисал, покачиваясь, обломанный взрывом Крест, едва удерживаясь на тросе. У женщины-военврача при виде этой картины сжалось сердце: ей, с единственной <святыней> в нагрудном кармане — партбилетом, стало вдруг до слез жаль и повисший Крест, и писем, которых ждут в разных уголках страны и куда они теперь уже никогда не дойдут. И еще вдруг подумалось, что между этими солдатскими треугольничками и крестом есть что-то общее, но что именно, она так и не смогла понять. Она мучилась этим долгие годы: полустанок, занесенный белыми письмами, словно снегом, всплывал перед глазами, а в ушах стоял металлический стон Креста.
И вот, будучи уже совсем старой, она, к немалому удивлению детей и внуков, собралась в дорогу в полной решимости, что найдет это место. И хотя бывшее село обрело городские черты, называлось оно по прежнему — Троицким. Она сразу узнала храм, хотя тот стоял весь в лесах, — шла неспешная реставрация. Поднятый Крест, на каждом конце которого было по три золотых листочка, поблескивал в лучах заходящего солнца. Выяснилось, что храм посвящен Святой Троице, и только теперь ей открылось, что же роднило Крест на куполе и те солдатские треугольнички. Надо же, сворачивали так для удобства, как сподручней, конвертов ведь не было, а вышел знак Троицы. Сама жизнь русскому воину подсказала......

Московская обл.
Раменский р-нс. Заварово
Церковь Троицы
Живоначальной
1699 г.

 

г. Москва
Новодевичий монастырь
Собор Смоленской иконы
Богоматери
1525 г.


 

 г. Рязань.
Церковь входа Господня
в Иерусалим
17 в.
г. Москва
Церковь Троицы Живоначальной
в Хохлах 1696 г.

Московская обл.
с. Большие Вяземы
Церковь Троицы
Живоначальной
1586 г.

 

 
Московская обл.
с.Николо-Архангельское
Николо-Архангельская
церковь. Начало 18 в.

Московская обл.
г. Кашира
Колокольня церкви Флора
и Лавра 19 в.
г. Москва.
Церковь Спаса Преображения
на Песках.
1706 - 1711 г.г.

Вологодская обл.
г. Великий Устюг
Михайло-Архангельский
монастырь.
Собор Михаила
Архангела. 1653 г.

г. Москва.
Собор Знамения
Богоматери в Зарядье
1679 -1684 г.г.
 

г. Москва
Церковь Воскресения
Христова в Сокольниках
1909 - 1913 г.г.

 

Московская обл.
г. Сегиев Посад
Свято-Троицкая Сергиева
лавра.
Церковь сошествия
Святого Духа. 1476 г.
 

г. Вологда
Софийский собор
1568 - 1570 г.г.
г. Москва.
Церковь Покрова
Богородицы в
Медведкове
1640 г.

г. Москва.
Церковь Троицы
Живоначальной
в Никитниках
1628 - 1634 г.г.
 

 

 

"Трисоставной", Трилистник     
Трилистник — символ  Живоначальной Троицы:  Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. 
Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен — излюбленная у русских мастеров.

"Виноградная лоза"     
Виноградная лоза.  Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод —  символ Живого Христа.
Я есмь истинная виноградная лоза, а отец Мой — виноградарь» (Ин. 15, 1).

"Дух мирен"     
Святой Дух - Третье Лицо Святой Троицы, с незапамятных времен  изображается в виде голубя. 
В древнем искусстве голубь служил символом чистой
любви и дружбы.

"Растение Воскресения"     
Побеги и цветочные бутоны символизируют возрождение жизни - Воскресение Христа из мертвых.
Вглядитесь: из-под основания креста произрастают побеги.

"Древо вечной жизни"     
Крест в христианской традиции является символом древа жизни.
В древнейших языческих культах разных народов крест служил одновременно символом и жизни, и смерти.

"Кровь спасения"
Медные выпуклости – «росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на Кресте. 
Будто капельки утренней росы выступили на теле этих роскошных петербургских крестов-надглавников в стиле барокко.

"Страсти Христовы"
Символическое изображение копья и трости с губкой - орудий Страстей Христовых - свидетельствуют о реальности страданий Спасителя. 
Трость с губкой и копие — орудия Страстей Господних — нередкое явление на накупольниках, они могут находиться как по левую и правую стороны вертикали креста, так и в самом средокрестии.

"Венец Славы"
Совмещение тернового венца и лаврового венка придает Кресту — орудию казни — триумфальный вид.  
Надглавный крест с терновым венцом встретить практически невозможно. Иногда в такое заблуждение можно впасть при виде накупольника с символикой солнца, просто перепутав шипы с лучами. 

"Царь царствующих"
Корона на вершине надглавного креста указывает, что перед нами Крест Небесного Царя. 
Архимандрит Макарий (Миролюбов) в своем труде «О форме Крестов на главах храмов и колоколен» пишет следующее: «...на некоторых храмах поверх Крестов имеются короны.

"Всесильная держава"
Крест есть символ Божьего Вседержительства. Держава - священный символ власти, данной свыше помазаннику Божьему.
На Руси этот священный предмет назывался «державное яблоко» и никому, кроме царей, не предназначался.

"Скипетр победотворный"
Крест символически есть скипетр - атрибут верховной власти.
Крест Христов именуется в канонах равно скипетром ("Божественного царя скиптро честное"), так и жезлом (жезл силы, имже пасемся).

"Оружие невидимой брани"
Крест Господень – это оружие мира, меч духовный, которым побеждаются враги видимые и невидимые. 
«Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» - так величают Крест Господень в церковных канонах.

"Знамя победы"
Крест-хоругвь, или крест-триумфатор, знаменует собой победу Христа над смертью.
Крест дарован Церкви как знамя победы Царства благодати над царством греха. 

"Четвероконеная сила"
Четырехконечный равносторонний Крест есть знамение Креста Господня. 
Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов.

"Мерило Праведное"
Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда.  Великий символ христианской веры – Крест с распятым на нем Спасителем – уже больше двух тысячелетий открыт взорам миллионов людей.

"Святой жертвенник"
Крест семиконечной формы хранит в себе тайну Преображения: орудие позорной казни стало местом Божественной Жертвы. Семиконечный Крест можно увидеть на куполе церкви двунадесяти апостолов Московского Кремля, над входом в Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря, на Ильинской церкви в селе Вязенцы и других.

"Ось мироздания"
Восьмиконечный крест это образ Креста Христова. Именно такая форма наиболее соответствует Кресту, на котором распяли Спасителя.  Восьмиконечный Крест по праву именуется «русским», поскольку такой вид Креста является самым распространенным на Руси.

"Хранитель вселенной"
Чтобы указать на вселенское значение Креста Христова, знак креста изображают вписанным в круг, символизирующий небесную сферу, вечность. Крест есть символ устроения и порядка, в противоположность неустроенности и хаосу.

"Вознесшееся на Крест Солнце в полудне"
Исходящие из центра креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Едва ли найдется на земле человек, который не знает, что солнце это источник света и тепла, и без него невозможна жизнь на планете. А «чудно простираемому» Кресту Господню солнце служит нимбом.

"Звезда утренняя"
Крест есть сверкающий звездами образ - свет Рождества Христова. «Яко пресветла звезда и яко бисер благолепен, и пресиянное солнце, вся озаряет земли концы, Крест Господень», — поется в православном каноне.

"Святозарная молния"
Бьющие из центра и концов Креста прямые и зигзагообразные стрелы-молнии - символ Благодатного и очистительного огня. В православном каноне Крест сравнивается также с молнией: «блистаньми твоими озаряеши сущия во тьме, и демоны попаляеши, краснейший Кресте».

"Кормчий плавающих"
Символ полумесяца в главном своем значении это корабль церковный, ведомый Кормщиком-Христом. Довольно часто на купола православных церквей ставят Крест с полулунным подножием. Но что означает символ полумесяца, «затмивший» даже солярный знак?

"Якорь надежды"
Изображение якоря в период преследования христиан языческими властями заменяло образ Креста. Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его и качают волны, но потопить не могут.

"Царский путь"
Крестные стрелы указывают спасительный путь в направлении добра. Направление пути в обычных житейских обстоятельствах указывается стрелкой. В народных сказках судьбоносный полет стрелы определял жизненный выбор героя.

"Небесная лествица"
Крест в духовном смысле является лествицею - символом вхождения в Небеса. По лестнице, сотворенной человеческими руками, можно подняться вверх, но можно спуститься и вниз. Иное дело — лествица Божественная, ведущая в небесные чертоги.

"Ключ Царствия Небесного"
Крест Христов служит ключом, отворяющим двери в рай. Крест и Царствие Небесное связаны между собой: не понесши первого, нельзя достигнуть второго. У каждого человека свой крест, и Господь ведет нас к спасению различными путями, но все они, так или иначе сходятся в одной точке.

"Ангел - хранитель"
Господь посылает ангела в каждый вновь выстроенный и освященный храм для служения при Святом Престоле в алтаре. Ангел в переводе с греческого означает «вестник». На накупольных Крестах можно часто увидеть фигуру одного ангела или двух трубящих вестников по правую и левую стороны.

"Умными силами всюду окружаем"
Все девять чинов ангельских служат Животворящему Кресту, который выше Сил Небесных. Нередко в завершениях надглавных Крестов встречаются изображения херувимов, олицетворяющих собой Силы Небесные.

"Всевидящее око"
Всевидящее око означает  Промысел Божий, всеведение. Редчайший случай: нижняя перекладина надглавного Креста в виде глаза в обрамлении лучей-ресниц. Может быть, создатель этого Креста переусердствовал, зашел слишком далеко в своей фантазии? Нисколько.

"Стоящие при Кресте"
Четкость силуэтов и характерность поз предстоящих Кресту Богоматери и святых делают их узнаваемыми даже на расстоянии. В главё о Крестах-накупольниках с орудиями Страстей Христовых отмечалось, что традиционно не принято украшать главу храма Крестом-распятием. И все-таки такая символика существует, но прикровенно для глаз, и сокрыта она в самом сердце Креста

"Имя Бога Свято"
В медальонах прорезного или кованого Креста можно обнаружить надпись «IНЦI» (Иисус Назорей, Царь Иудейский), а также «ЦРЪ СЛВЫ» (Царь Славы) и «iС ХС» (начальные буквы имени Иисуса Христа). В дивном узорочье прорезного Креста иногда сложно разглядеть что- либо конкретное.

"Царь любви"
Крест с украшениями в виде сердца есть знак и доказательство любви Бога, изливаемой на мир. В течение тысячелетий сердце считалось не только самым важным жизненным органом, но и место-пребыванием души. Сердце человеческое в библейских текстах называется вместилищем как добра, так и зла.

"Венец красоты"
Символика Православного Креста не поддается рациональному анализу. Непостижима она и с точки зрения эстетического восприятия. Если она и может быть осмыслена, то только с помощью канона и в литургической динамике. Но и тогда Крест Спасителя остается великой Тайной: