Испытание.

Знакомства, представление себя. Вопросы, которые вам придется решать с будущими соратниками по удалению от мира. Важная тема - непонимание, зависть, лож в начале общения, создадут много проблем в последствии.

Испытание.

Сообщение mipoint » 21 май 2013, 10:46

Однажды. На одном из форумов я завёл разговор о том, что имею сомнения о том, смогу ли я, и каждый из нас, выдержать испытания посылаемые Господом в последние времена. Возможно, я не точно выразил свои мысли или как-то неадекватно попытался раскрыть тему, но понимания и обсуждения сего вопроса не получилось. Посему, отложив для себя рассмотрение данного вопроса на более подходящее время, я его совершенно упустил из размышлений. И вот, совершенно недавно, мне довелось снова вернуться к этой теме. Правда, испытаниями «на прочность» это не назовёшь, но выводы из сложившейся ситуации довелось всё же сделать. Дабы не вдаваться в подробности, кратко обрисую ситуацию.

По роду деятельности, мне приходится много и постоянно общаться с людьми. И самое сложное, это сохранить к каждому из них доброе и внимательное отношение при любых условиях и ситуациях, как личного характера, так и складывающихся из внешних событий. По сути, как мне думалось ранее, это и было некое базовое воспитание смирения и умение претерпевать внешние раздражающие факторы. То есть, те самые испытания, которые и посылаются нам Господом через Его позволение «рогатикам» немного нас подначить и нервы наши потрепать, для нашего же наставления и духовного роста.
И вот, по прошествии некоторого периода времени, наступает момент, когда происходит срыв. Выброс раздражения и «праведного» гнева. Казалось бы, ну что такого сложного, взять и промолчать, но… ведь не получилось удержаться.

Прочитав описание ситуации, вы, скорее всего, пожмёте плечами и скажете, ну и в чём проблема? Ведь сии житейские испытания не сопоставимы с теми, что ожидают верующих перед кончиной сего века!
Но это так кажется на первый взгляд. Из малого складывается великое. Была на том форуме фраза, думаю, что многие её знают и часто приводят её в пример другим и в успокоение себе, - Господь не посылает испытаний больше, чем мы сможем вынести. Именно она и послужила причиной недопонимания самой сути поднятой проблемы в моём вопросе. Потому как испытания нам посылаются постоянно и ежесекундно. И смиряемся мы или ропщем, то же постоянно и ежесекундно. Вот и получается, что даже на «малом полигоне» - на бытовом уровне, не получается достойно сносить все испытания. Хотя и прекрасно понимаем, что посылаемые «проблемы» не так тяжки и более того, гораздо ниже наших возможностей по смирению и благому расположению, но, однако, очень часто проваливаем «экзамен» на сдержанность и доброе расположение.
Вот и получается, что Господь зная наши возможности, даёт нам по их уровню, а вот мы как раз сами, по своей ли воле или по безволию, не можем претерпеть всё до конца. Потому и терзает меня вопрос, смогу ли я вынести всё, что будет снипослано мне свыше, для укрепления меня в духе и для очищения от грехов накопленных мною за мою жизнь?
И если уже сейчас я не всегда имею силы сохранить смирение и душевный покой, то как можно рассчитывать, что Господь послав испытаний под предел терпения, не даст сорваться в грехопадение или предать Его?
Ведь лукавый очень изобретателен и хитёр в своих уловках. Порой достаточно слова или жеста, что бы впасть в прелесть или в грех. И здесь нет места расчету. Только вера в Господа и Его промысел. Вот всё, что мы имеем в таких ситуациях.
А о какой вере можно говорить, если мы уже заранее пытаемся рассчитывать, сколько будет попущено, да когда, да как долго и т.п. Мы уже пытаемся соизмерить свои силы с ситуацией рассчитывая исключительно на наши умозаключения о степени и силе испытаний. Хотя порой «ломаемся» на банальном бытовом конфликте. И ведь не скажешь в этом случае, что было послано испытаний свыше сил!
Проблема в том, что ни мы сами, ни Господь не ведает о том, сколько мы можем вытерпеть, потому как, дав нам возможность проявлять свою волю, Господь знает наши возможности телесные и духовные, но не ведает, как мы распорядимся сим даром – свободным волеизъявлением.
Можно долго и смирено сносить побои, голод, болезни, жажду и даже саму смерть, но порой, не имеем сил, противостоять всего лишь одному слову. Вот и получается, что мы самоуверенны в себе, коли считаем, что Господь даст нам именно столько испытаний, сколько мы можем выдержать, забывая, что в сим «экзамене» принимают участие двое и один из участников имеет желание принять экзамен, так как уверен, что экзаменуемый достоин получить «высший балл», а второй участник старается показать и доказать экзаменатору, что достоин такого отношения к себе и такого мнения о своих способностях. Да вот проблема в том, что в жизни так бывает, что не все отличники сдают экзамен. А двоечники порой с блеском защищают дипломные работы.

После своего срыва, я долгое время находился в жутком состоянии. Образовалась внутри какая-то духовная болезнь. Вроде ни каких внешних физических проявлений заболевания, а состояние подобно гриппу. Долгое время не мог понять, почему меня так терзает этот случай. Почему я ни как не могу отлепиться от него. И только по прошествии нескольких дней до меня дошло понимание.
Вся проблема в том, что всё события и ситуации, предшествовавшие сему случаю воспринимались мною как испытанием, или лучше наверно сказать, некоей тренировкой по «выработке» смирения. Или, по крайней мере, умения находиться в смирении и доброжелательности. Вот тут-то меня видимо и подловили «рогатики». Невозможно находиться в состоянии постоянной «тренировки». Загруженность внешним воздействием и проблемами рано или поздно «раздавят» ваше сопротивление. И вот тут мне подумалось, а ведь если представить, на сколько тяжко тем умершим, которые даже на смертном одре не уверовали в Троицу Единосущную, то все, так сказать, «испытания» посылаемые мне, меркнут перед теми испытаниями, что получают они! И их положение гораздо хуже. У них нет свободы воли. А я имею возможность смириться с тем, что происходит в моей жизни. Более того, я могу принять всё, что Господь по промыслу Своему обо мне, ниспошлёт на моё вразумление и наставление с радостью и без ропота, по той лишь причине, что сие даётся мне, не в наказание, а в исправление и наставление.
Вот в чём, как мне кажется, кроется суть смирения – не в терпении через силу, а в приятии через благодарность!!! И только те, кто руководствуется в жизни своей, сим пониманием и приятием вразумлений, могут сказать, что Господь не пошлёт испытаний больше, чем возможно выдержать, потому как не «экзамен» будут сдавать, а петь песнь хвалебную Господу, потому как уже приняты в Его объятия без всяких «аттестатов успеваемости». Ибо Он - Отец наш Небесный, имеет заботу о нас, наставляя и научая тех, кто имеет желание к приятию Его заботы.
Как суметь снова не сорваться? Как научиться принимать с благодарностью то, что посылается нам для наставления? После всех моих размышлений и исследований моего случившегося состояния, ответ пришедший мне оказался очень прост: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Мф.22:38-40) И действительно, возлюбив ближнего своего, обретёшь рай на земле – покой душевный, добротомыслие и смирение. Как раз то, чего не хватает в нашей суматошной жизни.

......................................................

На это моё письмо, о. Александр дал мне ответ, который я хотел бы поместить в качестве очень хорошего совета всем, кто попадает в подобную ситуацию.

"…Испытание заключается в том, что при падении в грех, Христианин оплевывает его, отрекается от сатаны, не влюбляется в грех, и остается верен Христу. Падение не столь сильно грехом, сколь последующим после смятением - потерей мира о Христе даруемом. И посему весь смысл попущений Богом данных Христианам, именно в обучении их при любых падениях быстро возвращаться в Блаженное Единение со Христом через известные три Средства, и смиренное о себе понятие - как о великом грешнике, для коего естественно грешить, как немощному...и также естественно оставаться верным Христу…"

........................................................

Хотелось бы добавить ещё немного размышлений по поводу раздражительности в отношении ко ближнему.

Представьте ситуацию, описанную выше, но как наставление от любящего вас человека. Что не по злому умыслу он, скажем так, спровоцировал вас на вспышку «праведного гнева», но ради вашего же укрепления духовного. Что сие испытание, посланное через любящего вас (потому как не против врага или нехристя вы возгневались, но против ближнего) человека должно было помочь вам определить своё нынешнее состояние духовное. Проверить вашу крепость любви ко ближнему. Ведь любовь выражается не только в добрых словах и добром отношении, но и в понимании ближнего и приятии его как есть, без каких-либо условий и правил. Потому как действие сие или поступок, вызвавшие в вас несдержанность или раздражение, есть вразумление вам посланное свыше через ближнего, дабы дать возможности узреть в себе самом какие-либо зарождающиеся, но ещё не замеченные вами пороки. Например – тщеславие. Только вы подумали, ах, какой я молодец! Какой смиренный, да добрый, да любящий! И тут же «ушат воды» отрезвляющей.
Посему можно сказать, что своё духовное становление - есть долгая и кропотливая работа на всю жизнь. С постоянными «контрольными работами» и «экзаменами». Но в итоге, приносящая сладостные плоды тем, кто с усердием и терпением подходит к сему делу. Кто …при любых падениях быстро возвращаться в Блаженное Единение со Христом через известные три Средства, и смиренное о себе понятие - как о великом грешнике…

Храни вас Господь!
Offline

mipoint
 
Сообщения: 403
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 08:06

Re: Испытание.

Сообщение mipoint » 13 апр 2014, 21:39

Много уже тут понаписал всяких размышлений о ситуации на Украине и вот настало видимо время поглядеть на неё с другой стороны. Со стороны вероисповедания. Тем более, что вся эта возня устроенная адептами лукавого (что уже стало правилом для них) приходится именно на период Великого Поста! Весьма не случайно это время ими выбирается.

Случилась у меня небольшая беседа с одним человеком. Не буду приводить весь наш разговор, но озвучу лишь отдельную фразу, которая показывает понимание им процессов происходящих в Донецке. По его словам: «бандюганы» захватили административное здание.
На мой вопрос, кого он считает «бандюганами» - просто русскоговорящих граждан Украины, или он считает, что некие граждане России захватили эти здания - ответа не последовало. Я высказал по отношению к данному заявлению мысль, что называть так людей не разобравшись в ситуации есть проявление агрессии и оскорбление тех людей, которые на данный момент пытаются отстоять свои права.

После небольшого выяснения отношений, в ходе переписки, получил на свои рассуждения самый стандартный «ответ-совет», какой бывает в таких случаях. «Совет», который обычно возникает, когда человеку уже просто нечем парировать на разумные замечания или предложения. Мне было предложено, если я верующий и православный человек, помолиться. При этом, как всегда в таких случаях, приводилась фраза о любви ко ближнему своему.

Я не стал отвечать на это предложение в личной переписке и решил более детально дать ответ но уже здесь на форуме, поскольку такие «советы-рекомендации» с цитированием строк Библии уже начали набивать оскомину, в силу того, что люди, которые дают такого рода советы, сами того не понимая, пытаются возвысить себя по отношению к тому, кому дают совет. И дабы не выглядеть тщеславным, прикрывают своё «пожелание» цитатами из Священного Писания. Таким образом, как бы показывая, что действуют они исключительно в благих целях. Но проблема в другом. Предложив помолиться, дальше не последовало ни какого предложения. Да, сказано, о любви ко ближнему давай помолись. Но если ты только что тех, кто есть мой ближний, оскорбил и унизил, то за кого же ты тогда, о добродушный собеседник, предлагаешь помолиться? За тех, кто в твоих глазах есть «агнец» с оружием в руках «освобождающий» административное здание от гражданских «бандюков»? Или может предлагаешь помолиться за «бандюков», коими ты назвал простых граждан, и тем самым указывая мне молиться о них и меня так же величаешь?

Так вот что хотелось бы сказать по поводу того, что происходит в Донецке и за кого молиться надобно. Многие ведают, что Россия - издревле имела великое и славное имя: "Дом Пресвятой Богородицы", или иначе: "Необоримое Богородицы состояние (достояние)". И после 2017-го года
...явлением иконы Божией матери «державная», Бог объявил о передачи царской власти из рук Святого Царя Николая в руки Богородицы, в коих Она на иконе изображена держащей царский скипетр и державу... (viewtopic.php?f=3&t=388)
Это что касательно России. А что касаемо ситуации на Украине и особливо ситуации возвращения Крыма в достояние Богородицы, то тут только еретики, да пособники лукавого могут изрыгать скверну из уст своих. Потому и беснуются все эти западные «элиты», и угрожают всякими санкциями и прочими «пугалками».
И если посмотреть на ситуацию, что сложилась на юго-востоке Украины, то сразу становится понятно, что происходящее там есть либо по промыслу Божию, либо по попущению Его. Но в любом случае именно это и вызывает такое гневление и злобу у еретиков, отступников и всех любых противников Воле Божией. И злит их это именно потому, что и здесь Господь управляет ситуацию и решает когда и что попустить по Своему, нам о том неведомому, разумению, а не по их сатанинским желаниям или похотям.

Вот и получается, что молиться надо не просто абы за любовь ко ближнему своему, как то советовал мой собеседник, а за то, что бы Господь не попустил пролиться крови. Любой крови, потому как именно ради человеколюбия и любви и ко ближнему и ко врагу своему сие надобно просить. Ведь попущено такому произойти именно потому, что УПЦ попрала Законы Божии. Предала Христа и впала в объятия антихристовы.
Вот и получается, что собеседник мой кляня и ругая Россию за то, что она якобы разваливает Украину, что отобрала Крым себе и якобы пытается отнять ещё и юго-восток, сам того не ведая выдаёт себя с головой в том, что он сообщник с теми, кто устроил переворот на Украине, а теперь ещё и поливает грязью Россию и всех русских. Сообщник духовный, поскольку взял на себя право судить кто «бандюк», а кто «освободитель». И кто разваливает Украину, а кто борется за свои права и свою жизнь.
Вдвойне неприятно подобное поведение моего собеседника (по крайней мере в моих глазах), коль он находясь в РОССИИ, сидя дома у компьютера, за тысячи вёрст от места происходящих событий судит и оскорбляет тех, кто защищает свои семьи и своё право на жизнь. Коль есть такое радение за нынешнюю «власть» Украины, так может стоит туда и поехать помочь тем, кого считаешь правыми?

Будет весьма уместно привести одну фразу: «...не тщись остановить своей немощной рукой...» то что попущено Богом. Вот и получается, что Господь попустил тому случиться, а мы со своего людского умишка начинаем судить да рядить о том, кому Крым принадлежит, да кто на него какие права имеет.
Есть у нас только одно право, принимать всё, что Господь посылает по милости Своей нам в назидание ли, вразумление ли или помощь. Всё принимать надобно, без ропота, и с уразумением.

Выставить решил всё что написано в данном разделе, потому как собеседник мой имел ранее желание переселиться в общину православную. Однако случившийся наш «разговор» показал, что будущего общения быть не может. Жить в России и при этом марать скверными словами других только потому, что они имеют желание говорить именно на русском языке и жить без опасения быть репрессированными или стать изгоями по национальному признаку, по сути присоединяться к тому потоку грязи льющейся и на людей и на страну в которой не просто живёшь, а которая есть Богородицы достояние, показатель, как минимум, человека неразумного и прельщённого.

Вот такой вот урок на будущее. По крайней мере для меня.
Offline

mipoint
 
Сообщения: 403
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 08:06

Re: Испытание.

Сообщение Ромашка » 14 апр 2014, 09:40

mipoint писал(а):собеседник мой имел ранее желание переселиться в общину православную. Однако случившийся наш «разговор» показал, что будущего общения быть не может.

Показательный случай, брат!
Многие, ох, многие хотели переселиться, да на поверку ...Отвел Господь, Слава Ему!
Offline

Ромашка
 
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 01 июн 2013, 21:49

Re: Испытание.

Сообщение Ромашка » 05 авг 2014, 20:32

Этот текст-воспоминание написал армянин Эдуард Аянян. Случайно натолкнувшись на эти воспоминания в сети и прочитав их, я вспомнила 90 - е на Украине и поразилась тому, насколько все повторяется. Ставлю их сюда для иллюстрации - как оно будэ :mrgreen: Благодарю Луизу за материал.

Итак - ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ


В истории Армении были разные эпохи, но одна из них стоит особняком. Несмотря на недолгую по историческим меркам продолжительность — 3-4 года, она оставила настолько глубокий след, что жизнь сразу нескольких поколений армян оказалась разделенной на «до» и «после». Годы с 1992 по 1995 называют по разному — «голодные», «холодные», «плохие». Но самое распространенное и всеобъемлющее название — «темные»…
Произнесите в присутствии любого ереванца эту фразу — «темные годы», и вы увидите, как исчезнет на мгновение улыбка и по лицу пробежит мрачная тень. И есть отчего. В эти несколько лет — с 1992 по 1995 годы, Армения пережила никем не замеченный апокалипсис в масштабах отдельно взятой маленькой страны, агонию, в которой расставалась с предыдущей своей жизнью.

Но тогда казалось — с жизнью вообще…

Изображение

Когда летом 1991 года в Армению перестал поступать природный газ, мало кто думал, что эта бытовая проблема — только первое звено в цепи жесточайших потрясений, ожидающих всю нацию. Утверждения отдельных лиц, что скоро отключат и электричество, воспринимались с недоумением и легкой иронией. В подобное просто не верилось, над «паникерами» смеялись и подшучивали. Но события разворачивались гораздо хуже, чем можно было предположить. Развалившийся Советский Союз похоронил под своими обломками экономические и транспортные связи, единую энергетическую сеть. В связи с войной в Нагорном Карабахе Армения оказалась в состоянии полной блокады. Со стороны Азербайджана в страну была перекрыта транзитная поставка газа, замерли железные дороги — грузы, следовавшие через азербайджанскую территорию, в Армению просто не доходили. С юга официально о блокаде Армении заявила Турция, закрыв границу и перекрыв всякое сухопутное и воздушное сообщение. Конфликты в Абхазии и Осетии делали невозможным и сообщение с Россией через Грузию. Единственная транспортная нить — дорога в грузинский порт Поти — физически не могла обеспечить Армению всем необходимым. Прекратились поставки продуктов питания, и самое главное — зерна и муки. Перестало поступать практически все — от спичек и мыла до сырья и энергоносителей. Армянская АЭС была остановлена с 1990 года, тепловые же электростанции Армении лишились мазута и газа. А если нет мазута и газа — не смогут работать и котельные. Энергетическая катастрофа стала неизбежной.

С января 1992 года в Армении начались ежедневные «веерные отключения» электричества. Сначала отключали на пару часов, потом этот интервал стал неумолимо увеличиваться — 6 часов, 9, 12, 18… К ноябрю было официально объявлено — электричество в квартиры будет подаваться всего 1 час в сутки. У каждого микрорайона это был свой установленный час. С этой нормой армяне прожили больше двух лет… Но даже этот час не был гарантирован — из-за многочисленных аварий в электросети, работающей с запредельной нагрузкой, во многих районах электроэнергия неделями не подавалась вообще. Бытовые приборы и техника в одночасье потеряли всякий смысл и стали мебелью. Продуктом стратегической важности стали парафиновые свечи и керосиновые лампы, но последние надо было еще где-то приобрести (все-таки конец XX века на дворе!), да и достать литр керосина или солярки было делом далеко непростым и недешевым. Одно из изобретений того года — «керосиновая лучина» — малюсенькая (50 мл) склянка из-под детского питания, в которую заливали чуток солярки и сквозь отверстие в крышке просовывали крохотный фитилек. Торчащий конец фитиля прикрывался обрезком стеклянной трубки длиной 5-6 см — для этого использовались перегоревшие лампы дневного освещения. Света от такой «лучины» было меньше, чем от спички, но горела она долго и позволяла хотя бы передвигаться по квартире, без риска споткнуться и упасть. Армения 1990-х впала в язычество и поклонялась свету. До сих пор все помнят, как в момент включения электричества весь микрорайон оглашался радостными детскими криками — «Ура! Свет дали!!!»… А через час — снова кромешная тьма, еще на 23 часа. Исключение делалось только на Новый год — целых два дня в домах горели лампочки, работали телевизоры и электронагреватели. И еще одно исключение — когда умирали люди. В этот день этому зданию свет не отключали. Ереванский анекдот 1993-го: «Нам завтра свет нужен, не одолжите вашего покойника на день?».

Изображение
Урок в неотапливаемой школе

Но армяне не были бы армянами, если бы даже в этой критической ситуации не стали находить оригинальные решения проблем. Те, кто жил на стыке двух микрорайонов, получающих электричество в разные часы, проводили себе «левый свет» — проще говоря, протягивали по деревьям и столбам электрокабель от квартиры в соседнем доме к своей. Таким образом, можно было иметь вместо одного часа целых два, правда, предварительно отключив пробки в своей квартире, чтобы не вызвать короткого замыкания. Основы электрических цепей, зависимость силы и напряжения тока от сопротивления, методы определения «фазы» и «нуля» — этот курс знаний за считанные недели в Армении освоили все — от детей до преклонных стариков. «Левый свет» проводили и от других источников — от работающих заводов и цехов, от метро и даже от… светофоров! Что часто приводило к авариям, несчастным случаям и пожарам. С «левым светом» молча и упрямо боролись электрики, срезающие провода ножницами на длинном шесте. Через пару дней «место обрыва» вновь восстанавливалось — до следующего обхода электрика, которого в Армении называли пафосно и даже как-то божественно — «луйси мард» (человек света).Владельцы автомобилей нашли свое решение «темной проблемы» — перенесли в квартиры аккумуляторы машин и, присоединив к ним тоненькие провода, развешивали малюсенькие 12-вольтные лампочки по «стратегическим» точкам квартиры — ванная, туалет, гостиная. А в дни праздников на «мертвой» люстре развешивали целую гирлянду таких лампочек. Электронщики Армении в кустарных условиях собирали многочисленные модификации зарядных устройств — за тот час, когда есть электричество, автомобильный аккумулятор надо было успеть зарядить в домашних условиях. У некоторых особо шустрых в квартирах стояли огромные аккумуляторы от электровозов — они занимали много места и были невероятно тяжелыми, зато их заряда хватало надолго. Отличным приобретением считался работающий на мускульной силе карманный фонарик «жук», названный так за характерный звук при нажимании на педаль динамо-машины. Переносные телевизоры, работающие от 12 вольт, смело можно было приравнять к небольшим божествам — ежевечерне в квартирах, где они имелись, у 10-15-сантиметровых черно-белых экранов благоговейно усаживались все соседи, чтобы узнать последние новости и… посмотреть очередную серию «Санта-Барбары». Робкие попытки мужчин посмотреть что-либо другое решительно пресекались женщинами, коих у экранов было подавляющее большинство: «Аккумулятор скоро разрядится, надо же узнать продолжение!». Те, кому посчастливилось посмотреть очередную серию, пересказывали ее знакомым, лишенным этой возможности. Американские авторы сериала, сами того не сознавая, создали для погруженной во тьму Армении некую временную ось — в «темные годы», в этот затянувшийся «день сурка», бег времени ощущался лишь благодаря примитивным интригам между героями телесериала. Но аккумуляторы, «левый свет», а тем более — движки на бензине, были доступны лишь единицам. Большая часть населения Армении прожила эти бесконечные 3 года в кромешной тьме.

Изображение

Из-за отсутствия электричества и газа остро встала и другая проблема — приготовление пищи. На чем готовить еду? Народ бросился доставать дровяные печки и керогазы (маленькое походное устройство, работающее на керосине или солярке). На немногих заводах, которые еще работали, электричество было. Женщины, работавшие там, носили продукты на работу, чтобы на самодельных электронагревателях, работающих от трехфазного тока, приготовить домашним обед. Цех по производству электронной продукции, посередине которого стоит метровый кусок асбестовой трубы с намотанной на нее толстой раскаленной спиралью, а на всем этом — кастрюли с обедами — обычная картина того времени. В трубу можно было затолкать и пару картофелин — испечь на обед. Но делать это надо было осторожно и аккуратно — высокое напряжение… Результаты «производственной готовки» потом вручную доставлялись по домам. Но на заводах работали лишь единицы… Остальным пришлось хуже — кофе варили на пламени свечи, воду для чая кипятили так же, но кастрюлю супа на свече не вскипятишь — нужны были печки, и их надо было чем-то топить…

Изображение

Зима 1992-1993 годов навалилась как масштабное стихийное бедствие. Батареи парового отопления не подавали признаков жизни, а электрические и газовые нагреватели были бесполезны ввиду отсутствия электричества и газа. Зима в тот год выдалась особенно холодной, температура долгое время не поднималась выше отметки минус 25 градусов. В неотапливаемых квартирах замерзала вода в цветочных вазах и ведрах, а в зданиях замерзали водопроводные трубы и канализация. Сюрреалистическая картина — жители ереванских многоэтажек, пешком спускаясь по лестницам (лифты не работали) на каждом этаже встречали человека с факелом, который прогревал замерзшую канализационную трубу — иначе все это «добро» грозило выплеснуться в квартиры… Каждый этаж назначал дежурного с таким факелом, от которого был полезный побочный эффект — кромешная подъездная тьма на время освещалась. В ледяных квартирах стали умирать одинокие старики... Холод стал реальной угрозой для жизни людей, и бороться с ним в подобных условиях мог только огонь. Как и из чего добыть огонь в обычной ереванской квартире?

Изображение

В качестве гуманитарной помощи особо необеспеченным слоям населения иногда выдавалось немного керосина, но этого хватало только на заправку керогаза, который особо не согреет. У остальных был только один выбор — дровяная печка. Достать в современном городе такую печку было непросто, а обеспечить ее топливом —практически невозможно, ибо дрова для полуторамиллионного города никто не запасал. И в печках стал гореть Ереван… За «темные годы» в ереванских квартирах дотла сгорели леса с холмов, окружающих город, парки, скверы, аллеи на улицах, фруктовые сады… Все на свете классифицировалось тогда только по одному признаку — горит или нет. Сгорели все перила, двери, окна и оконные рамы подъездов зданий. Горели мебель, паркет, детские кубики, обувь, журналы, книги… Великолепно горели издания основоположников марксизма-ленинизма и материалы съездов КПСС. Ленин вновь стал актуален — пары-тройки томов с мыслями большевистского вождя хватало на разогрев супа. Дровяные печки провели идеологическую чистку ереванских домашних библиотек, оставив лишь то, что было действительно дорого сердцу.Но даже массовое уничтожение книг и деревьев не в состоянии было обеспечить в печках непрерывный огонь. Вы пробовали спать дома при температуре воздуха 0 градусов? Чтобы лечь спать, надо было… одеться потеплее. Три слоя одежды, шапка, несколько пар носок, побольше одеял — так укладывались спать в Ереване. Не иногда и не эпизодически, а ежедневно, в течение 3-4 месяцев в году. Подогретая вечером вода заливалась в бутылки, которыми в качестве грелок обкладывались в постели. Утром этой же водой умывались — вода «пододеяльной» температуры была приятнее, чем ледяная из-под крана. Слово «искупаться» стало относиться к разряду редких торжественных обрядов, к которым готовились долго и расчетливо. График купания в семьях был жестким, чистота и личная гигиена — только в порядке живой очереди. Недоступной и далекой мечтой же абсолютного большинства армян было «искупаться двумя руками», то есть стоя под душем и не держа в руке ненавистный ковшик с теплой водой.

Изображение

Наряду с тяжелейшим энергетическим кризисом возникла и проблема хлеба. Зерно в Армению поступало с перебоями, были введены хлебные карточки — 200 граммов в день на человека. Для сравнения, в блокадном Ленинграде норма хлеба составляла 350 граммов в день для рабочих военных заводов, 250 граммов — для работающих и 150 — для детей и иждивенцев. После военных сводок из Карабаха главной новостью было количество поступивших в Ереван вагонов с зерном. Несмотря на карточки, хлеба все равно не хватало, в очередях у магазинов приходилось стоять сутками. Сам же хлеб часто был из смеси муки и каких-то несъедобных «пищевых» добавок, придававших ему зеленоватый оттенок и неприятный запах. Нормальное снабжение хлебом осуществлялось только для армии, воюющей на фронте, остальные же выкручивались как могли.

Такие продукты, как яйца, сыр, мясо, колбаса, стали редкостью и стоили запредельно дорого. Учитывая то, что большинство населения лишилось работы и, соответственно, заработка, над многими семьями реально нависла угроза голода. Стандартный «перерыв» работника ереванского предприятия тех лет — кусочек хлеба с тонко намазанным на него джемом (запасы предыдущей зимы) или маленьким кусочком сыра... Армению выручали севанский сиг и дешевые баклажаны, из которых научились готовить любые блюда, который закатывали в банки на зиму, сушили, мариновали… Кстати, у многих «баклажанный синдром» сохранился — по сей день во многих семьях в неоправданном количестве на зиму консервируются баклажаны.Еще одним «спасательным кругом» являлись родстенники, живущие в России и ближнем зарубежье, всеми правдами и неправдами переправлявшие своим близким деньги и небольшие (ввиду проблем с авиасообщением) посылки с продуктами.

Особой бедой «темных лет» стала связь. Из-за отсутствия электричества перестали работать АТС, и телефон как средство связи на пару лет был забыт напрочь. Телефоны иногда самопроизвольно включались, любой звонок был как с того света. Для экстренных случаев в каждом микрорайоне был один (!) работающий телефон, обычно в ЖЭК-е. Туда можно было пойти, чтобы вызвать скорую помощь или пожарную команду. А если вам надо было узнать, как поживают ваши родственники и друзья, то уж извините — надо просто пойти к ним и узнать. Именно пойти, потому что общественный транспорт существовал лишь в светлой памяти горожан. Редкие автобусы были обвешаны гроздьями пассажиров и напоминали тонущие корабли. Некоторые троллейбусы предпринимали робкие попытки выехать на маршрут, но неизбежно простаивали часами при отключениях электричества. Но в Ереване с его большими перепадами высот и от этих промерзших призраков цивилизации бывал толк — если дотолкать троллейбус до ближайшего спуска, то можно, вскочив в него, на холостом ходу проехать аж 3-4 остановки. Естественно, не останавливаясь. Дальше — снова пешком. И ходили, по 10—15 километров. Типичная картинка того времени — длинная вереница людей, бредущих вдоль пустынной автострады. Пешком ходили на работу, в гости (а как же без этого!). Автомобиль на некоторое время снова превратился в роскошь. А в вечерние часы на пешеходов нападали огромные стаи бродячих собак — голод довел и их. Полноправными же хозяевами в городе стали крысы, размножившиеся в огромном количестве. Сейчас, спустя годы, даже трудно понять — чем же они питались?

Изображение

Но даже в таких жутких условиях ярко проявились сильные национальные армянские черты — стремление к общению, чувство юмора, взаимная поддержка. В ледяных темных квартирах соседи собирались вместе, чтобы скоротать долгие вечера за бесконечными партиями в нарды и пересказом последних новостей. Вместе обедали, читали, провожали на войну, воспитывали детей, шутили, пели песни и даже танцевали…Человек способен выдержать многое. И армяне в итоге выдержали. Правда, не все. С 1992 года начался массовый исход из страны — люди уезжали куда угодно, в любую точку мира, лишь бы выжить, лишь бы не замерзнуть, лишь бы дети и старики оказались в человеческих условиях. И упрекать их в этом трудно… Самолеты, улетавшие из Еревана, напоминали переполненный троллейбус — летели стоя. Стоимость двухкомнатной квартиры в центре Еревана составляла тогда не более пары тысяч долларов, многие до сих пор помнят объявления на окнах и балконах зданий: «Меняю квартиру на авиабилет». За «темные годы» трехмиллионную Армению, по разным оценкам, покинуло более миллиона человек. Ереван в буквальном смысле слова опустел.Глядя на сегодняшний Ереван, на ереванцев, трудно поверить, что многие из них вместе прошли все это — холод, голод и тьму. Кошмар остался в прошлом, о котором сегодня никто не любит вспоминать. Но сотни тысяч срубленных деревьев напоминают — о сотнях тысячах уехавших. Они уходили вместе — деревья и люди. Остались самые крепкие. И корни. А значит — жизнь продолжается.
Offline

Ромашка
 
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 01 июн 2013, 21:49

Re: Испытание.

Сообщение Ромашка » 28 янв 2015, 11:51

Можно по разному относиться к Садальскому и к людям, пример выживания которых он привел в своем посте "Блокадные дети". Предвижу ор и суд; "Фи, жиды!" Или полукровки.
Возможно.
По большей части - да, в представленных Садальским случаях. Но сие объясняется просто - что было под рукой, то и взял для иллюстрации. Актерская среда - она такая)).
Сути поста и его морали национальная принадлежность людей, чьи воспоминания приведены примером, не меняет. Точно так же страдали и русские в блокадном Ленинграде, так что не важна в данном случае национальная принадлежность.
Позвольте заметить вскользь: никогда жидовская верхушка не щадила свою "мелкашку" ), разве что сумела воздать посмертную славу. Так и почести хорошо продуманы с перспективой.
Но политика не отменяет страданий и ВЫБОРА отдельной души, и не извиняет этот выбор, а ОПРЕДЕЛЯЕТ его контуры, не более.

Меня поразило другое...Интонация, с которой вспоминающие блокаду, говорят о поступках своих близких и обстоятельствах войны. Я давно заметила эту интонацию, и никогда не могла для себя решить - ЧТО это?
Интонация эта свойственна всем блокадникам, кого я встречала или чьи воспоминания читала - без различия национальности и вероисповедания!
Сдержанность?
Воспитание?
Достоинство?
Прощение?
Усталость?
Еще что-то?
Есть в этой интонации нечто от поведения баронессы в рассказе Ширяева "Фрейлина трех императриц" http://www.sakharov-center.ru/asfcd/aut ... e&num=1066

"... Баронесса спокойно и мерно носила сырые кирпичи, вернувшись в барак, тщательно чистила свое платье, молча съедала миску тресковой баланды, молилась и ложилась спать на свой аккуратно прибранный топчан. С обособленным кружком женбарачной интеллигенции она не сближалась, но и не чуждалась и, как и вообще не чуждалась никого из своих сожительниц, разговаривая совершенно одинаковым тоном и с беспрерывно вставлявшей французские слова княгиней Шаховской и с Сонькой Глазком, пользовавшейся в той же мере словами непечатными. Говорила она только по-русски, хотя «обособленные» предпочитали французский..."

Не знаю... Но всячески рекомендую посмотреть фото и почитать воспоминания "блокадных детей". http://sadalskij.livejournal.com/2101571.html
Offline

Ромашка
 
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 01 июн 2013, 21:49

Re: Испытание.

Сообщение Ромашка » 10 апр 2015, 15:29

***

Наш ковчег отправился в полночь.
В нем были только непарные звери:
Слишком старые, слишком гордые,
Или просто – последние.
Одинокие звери ведь тоже хотели выжить,
Боялись воды и со страхом смотрели,
как прибывало море, тяжелело небо.
И метались по чаще, и слышали этот скрежет:
Великаны-деревья царапали ветками тучи.
А старик с сыновьями построил большую лодку
На высоком холме, где принимал крылатого гостя.
И потом он созвал зверей.
И не стало видно травы на холме – только гривы, хвосты и уши.
Он смотрел нам в глаза, проверял, хороши ли зубы, не черны ли души,
Говорил слону: “У меня уже есть слоны. Ты не нужен”.
А слепому медведю: “Не буду с тобой возиться”.
Старому льву, говорил, что он слишком старый.
Выбирал молодых, сильных и парных.
А мне сказал: “Ты хорош, дружок, но где твоя пара?
Приходи, когда найдешь второго такого”.
Но был и еще один холм, где другой старик собирал зверей.
Из мусора, снятых с петель дверей, веток, собранных в роще,
Он выстроил лодку – попроще, поплоше, тесней.
Не всем одиноким хватило места на ней.
Но все же немало нас было в ту страшную полночь,
Когда мы, прижавшись друг к другу, лежали на дне.
А под нами, над нами, вокруг – были только волны.
***
Буря стихла, но берег пока не виден.
Так и плывем.
Парные звери – в своем ковчеге.
А мы – в своем.


Дмитрий Макаров.
Offline

Ромашка
 
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 01 июн 2013, 21:49

Re: Испытание.

Сообщение Олег Большедорский » 11 апр 2015, 18:05

Ромашка писал(а):Но был и еще один холм, где другой старик собирал зверей.
Что это за холм и кто этот старик?
Ромашка писал(а):Парные звери – в своем ковчеге.
А мы – в своем.
Кто эти бесполые?
Offline

Аватара пользователя
Олег Большедорский
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 11 дек 2014, 00:45
Откуда: http://artmov.ru

Re: Испытание.

Сообщение Ромашка » 11 апр 2015, 18:28

Олег Большедорский писал(а):Что это за холм и кто этот старик?

Привет, Олег! С наступающей тебя светлой Пасхой! :)

Не было в Ноевы времена никакого другого "старика", кроме самого Ноя, да и Ной-то стариком по возрасту не был )) В стихе художественная параллель с нашими днями - этот холм и старик, собирающий увечных и непарных зверей - не старик, конечно, по возрасту, как и Ной в свое время стариком не был. Но есть собирающий нас сегодня. Есть ветхий днями и есть Его Сын и есть Дух Святой. Пресвятая Троица, собирающая бедных духовных калек, грешников, одиноких, непарных... Последнюю стаю. Православных последних времен на свой Пир, на который звал сыновей и друзей, да те не пришли. И тогда позвал Он нас, нищих и убогих. И мы пришли.
Offline

Ромашка
 
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 01 июн 2013, 21:49

Re: Испытание.

Сообщение Олег Большедорский » 11 апр 2015, 18:44

Спасибо, Ромашка! Поздравляю всех с наступающим Светлым Праздником Святого Воскресения!
Offline

Аватара пользователя
Олег Большедорский
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 11 дек 2014, 00:45
Откуда: http://artmov.ru


Вернуться в Будущий быт и психологический фактор общения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron